Пьеса «Бесприданница» и образ Ларисы в русском литературоведении

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.24866/2949-2580/2024-3/32-41

Ключевые слова:

А.Н. Островский, «Бесприданница», Лариса, Катерина, литературоведческое восприятие

Аннотация

«Бесприданница» А.Н. Островского – новый в русской драматургии XIX века жанр психологической драмы. В России изучение пьесы и образа ее героини имеет долгую историю и разные трактовки. Статья посвящена особенностям восприятия пьесы «Бесприданница» и понимания образа Ларисы русскими литературоведами. Анализ позволяет обнаружить противоречивые интерпретации образа героини: романтичная, поэтическая натура, с чертами архетипа Небесной Девы, близкая образу Катерины пленница «темного царства» и в противоположной интерпретации как безвольная, слабая, наивная, неспособная к действию, экзальтированная героиня. Выявление особенностей рецепции образа Ларисы в русском литературоведении – необходимый этап в исследовании восприятия/толкования пьесы А.Н. Островского в Китае и расширении этих представлений, так как в китайском литературоведении сложилась традиция видеть в образе Ларисы вариацию образа Катерины («Гроза») и, понимая «Бесприданницу» в контексте историко-культурной ситуации в Китае 1940 г., рассматривать пьесу как социальную.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Шэнь Мэнци, Дальневосточный федеральный университет

    Аспирант 

  • Галина Ивановна Модина, Дальневосточный федеральный университет

    Доктор филологических наук, профессор кафедры романо-германской филологии

Библиографические ссылки

Гродская Н.С. Об одном комическом типе в пьесах Островского // Наследие А.Н. Островского и советская культура: сборник. М.: Наука, 1974. С. 203–219.

Дарвина Д. В. Феномен куклы и образ Ларисы Огудаловой: интермедиальный анализ // Студент и наука (гуманитарный цикл): материалы Международной студенческой научно-практическая конференции. 16–20 марта 2020 года / под ред. Н.Н. Макаровой, М.С. Закамалдиной. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2020. С. 1223–1230.

Емельянов Б. Островский и Добролюбов // Островский А.Н.: сборник статей и материалов. М., 1962. С. 68–115.

Жулькова К.А. 2010.04.013. Немцев В.И. Судьба национальной идеи в России. – Самара: СамГУПС, 2008. – 180 с. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. 2010. № 4. С. 84–88.

Ибатуллина Г.М., Ракоед Ю.С. Архетипическая парадигма образа Ларисы Огудаловой в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» // Художественный текст: проблемы чтения и понимания в современном обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Стерлитамак, 25–26 октября 2018 года / под ред. Э.А. Радь. Стерлитамак: Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО "Башкирский государственный университет", 2018. С. 110–114.

Карпушкина Л.А. Шекспировские мотивы сорокового опуса. Иронический подтекст в пьесе «Бесприданница» // Вопросы литературы. 2016. № 2. C. 157–170.

Красникова В.А. Тема искусства в творчестве А.Н. Островского («Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Бесприданница») и А.П. Чехова («Чайка»): дис. … канд. филол. наук. Белгород, 2019. 78 с.

Красникова О.Н. «Бесприданница» А.Н. Островского: особенности художественного пространства «волжской» пьесы // Art Logos. 2019. № 1(6). С. 7–18.

Красникова О.Н. Калинов и Бряхимов: волжские города, созданные А.Н. Островским // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12., № 10. С. 26–30.

Красникова О.Н. Поэтика и функции образа Волги в «волжских» пьесах А.Н. Островского // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2019. Т. 29, № 3. С. 477–484.

Мартьянова С.А. Ценностные установки и формы поведения персонажей в «Бесприданнице» А.Н. Островского // Русская словесность. 2005. № 2. С. 4–12.

Незеленов А. Островский в его произведениях // Критические комментарии к сочинениям А.Н. Островского: хронологический сборник критико-библиографических статей. Часть 1. М, 1906. С. 13–23.

Николина Н.А. Авторское слово в драме А.Н. Островского «Бесприданница» // Русский язык в школе. 2013. № 4. С. 41–46.

Островский А.Н. Гроза и другие пьесы. М.: АСТ, 2022. 320 с.

Печерская Т.В. Жанр драмы в творчестве А.Н. Островского // Современные исследования социальных проблем. 2013. Т. 23, № 3. С. 3–22.

Ракоед Ю.С. Архетип чайки в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» // Литература и язык в современном поликультурном пространстве: материалы Всероссийской науч.-практической конференции молодых ученых, Стерлитамак, 15 мая 2017 года / под ред. Г.М. Ибатуллиной. Стерлитамак: Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО "Башкирский государственный университет", 2017. С. 140–143.

Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н. Островского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1974. 334 с.

Роговер Е.С. Драма А. Н. Островского «Бесприданница» // Литература в школе. 2011. № 4. С. 9–14.

Скабичевский А.М. Женщины в пьесах Островского // А.Н. Островский в значении русского драматурга. М., 1908. С. 341–391.

Успенские Л. и В. Островский – языкотворец // Островский А.Н.: сб. статей и материалов. М.: Всерос. театр. о-во, 1962. С. 184–262.

Филатова Д.А., Ларин С.А. «В цыганском таборе...»: мать и дочь в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» // Казанская наука. 2018. № 4. С. 25–27.

Филатова Д.А., Ларин С.А. Пушка, пистолет и кинжалы в драме А.Н. Островского «Бесприданница» // Научный диалог. 2018. № 7. С. 213–221.

Финк Э.Л. Вокруг одного парадокса // Наследие А.Н. Островского и советская культура. М.: Наука, 1974. С. 268–279.

Холодов Е.О композиции пьес Островского // Островский А.Н.: сб. статей и материалов. М.: Всерос. театр. о-во, 1962. С. 116–183.

Штейн А.Л. Три шедевра А. Островского. М.: Советский писатель, 1967. 180 с.

Загрузки

Опубликован

05-09-2024

Выпуск

Раздел

5.9.1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Как цитировать

[1]
2024. Пьеса «Бесприданница» и образ Ларисы в русском литературоведении. Дальневосточный филологический журнал. 2, 3 (Sep. 2024), 32–41. DOI:https://doi.org/10.24866/2949-2580/2024-3/32-41.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)