Природные галлюциногены и спиртные напитки как атрибут коммуникации коренных народов амуро-сахалинского региона с сакральным миром

Авторы

  • Сергей Васильевич Березницкий Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

DOI:

https://doi.org/10.24866/1997-2857/2021-4/5-14

Ключевые слова:

коренные народы, амуро-сахалинский регион, галлюциногены, спиртные напитки, коммуникация, сакральный мир, этнокультурные контакты

Аннотация

Традиция употребления галлюциногенных веществ и алкогольных напитков является мощным фактором, влияющим на жизнеобеспечивающие технологии коренных народов амуро-сахалинского региона, на процесс изменения их менталитета, архетипов сознания и поведения. О проблеме пагубного влияния алкоголя на личность человека и общества написано огромное количество трудов специалистов разных научных направлений. Однако в верованиях и ритуалах коренных народов обязательным является использование алкоголя в качестве атрибута при контактах со сверхъестественными существами. В статье представлен анализ роли природных галлюциногенных веществ, которые использовались коренным народами вместо спиртных напитков до их широкого распространения. Автор также прослеживает источники поступления алкоголя как мощного механизма иноцивилизационного влияния на культуру аборигенов, выделяет основные компоненты и тенденции этого сложного процесса, исследует роль спиртных напитков в коммуникативном дискурсе тунгусо-маньчжуров и палеоазиатов с сакральным миром.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Сергей Васильевич Березницкий, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

    доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнографии Сибири 

Библиографические ссылки

Арсеньев В.К. Вымирание инородцев Амурского края // Труды 1-го съезда врачей Приамурского края 23–28 августа 1913 г. в г. Хабаровске. Хабаровск, 1914. С. 337–353.

Арсеньев В.К. Китайцы в Уссурийском крае: Очерк историко-этнографический. Хабаровск: Типография канцелярии Приамурского генерала-губернатора, 1914.

Арсеньев В.К. Лесные люди-удэхейцы. Владивосток: Книжное дело, 1926.

Батьянова Е.П., Бронштейн М.М. Мухомор в быту, верованиях, обрядах, искусстве народов Севера // Сибирские исторические исследования. 2016. № 1. С. 46–58.

Березницкий С.В. Верования и обряды ульта (по материалам международной этнолингвистической экспедиции на о. Сахалин в июле-августе 1990 г.) // Ethnic Minorities in Sakhalin. Yokohama: Yokohama National University, 1993. С. 129–157.

Богораз В.Г. Материальная культура чукчей. М.: Наука, 1991.

Бооль В.Б. Гольды с реки Тунгуски. Этнографический очерк. Хабаровск: Книжное дело, 1930.

Брехман И.И., Сем Ю.А. Этнофармакологическое исследование некоторых психоактивных средств малых народов Сибири и Дальнего Востока // Лекарственные средства Дальнего Востока. Вып. 10. Хабаровск, 1970. С. 16–19.

Вострикова Г.Г., Востриков И.А. Медицина народов Дерсу. Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1971.

Врадий В.П. Опьяняющие напитки китайцев, корейцев, японцев и инородцев Уссурийского края. СПб.: Типография Тренке и Фюсно, 1904.

Гаер Е.А. Древние бытовые обряды нанайцев. Хабаровск: Книжное изд-во, 1991.

Груздев Ф.С. Амур (Природа и люди Амурского края). СПб.: Издание П.П. Сойкина, 1896.

Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000.

Диков Н.Н. Наскальные загадки Древней Чукотки (петроглифы Пегтымеля). М.: Наука, 1971.

Диксон О.Э. Мистерии мухомора: Применение галлюциногенного гриба в шаманской практике. М.: Велигор, 2004.

Залесская О.В. Китайские мигранты на Дальнем Востоке России: 1858–1938 гг.: дис. … д-ра ист. н. Благовещенск, 2009.

Иващенко Я.С. Опиум, табак и водка в культуре нанайцев: к истории межкультурной коммуникации на Дальнем Востоке // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2010. Т. 2. № 1. С. 86–89.

Иващенко Я.С. Пищевые предписания и запреты в традиционной промысловой обрядности нанайцев // Науки о человеке, обществе и культуре: история, современность, перспективы. Комсомольск-на-Амуре: КнАГТУ, 2008. С. 113–117.

Изотов Д.В., Тагильцев Ю.Г., Колесникова Р.Д., Цюпко В.А. Биологически активные вещества дальневосточных видов багульника // Лесной журнал. 2010. № 2. С. 24–30.

Козьминский И.И., Каргер Н.Г. Предварительный отчет об исследовании материальной культуры и верований гаринских гольдов // Гарино-Амгунская экспедиция 1926 года. Л.: АН СССР, 1929. С. 25–48.

Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки: с приложением рапортов, донесений и других неопубликованных материалов. М.; Л.: Изд-во Главсевморпути, 1949.

Ларин А.Г. Китайцы в России. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2000.

Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-востока. Магадан: Книжное изд-во, 1983.

Отаина Г.А. Народная медицина нивхов как фактор сохранения здоровья // Этнос и культура. Владивосток, 1994. С. 94–109.

Пинюгина Е.В. Дейк Т.А. ван. Дискурс и манипуляция (реферат) // Политическая наука. 2009. № 4. С. 187–193.

Подмаскин В.В. Использование лекарственных растений и животных удэгейцами // Биологические ресурсы восточной и Юго-восточной Азии и их использование. Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1978. С. 53–58.

Романова Г.Н. Предпринимательство, земледелие и промыслы китайских мигрантов на Дальнем Востоке России (конец XIX – начало XX вв.) // Проблемы Дальнего Востока. 2013. № 6. С. 119–127.

Сем Т.Ю. Традиционные верования тунгусо-маньчжурских народов. Ч. 1: Культ плодородия и образы богинь-прародительниц // Археология, этнография и антропология Евразии. 2021. Т. 49. № 3. С. 112–118.

Сем Ю.А. Нанайцы. Материальная культура (вторая половина XIX – середина XX века). Этнографические очерки. Владивосток: ДВНЦ, 1973.

Синиченко В.В. Правонарушения иностранцев на востоке Российской империи во второй половине XIX – начале XX веков. Иркутск, 2003.

Соловьев Ф.В. Китайское отходничество на Дальнем Востоке России в эпоху капитализма (1861–1917). М.: Наука, 1989.

Сорокина Т.Н. «Заветная мысль каждого китайца»: форматы китайской торговли в Приамурском крае на рубеже XIX–XX вв. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2014. Т. 10. С. 84–102.

Спеваковский А.Б. Духи, оборотни, демоны и божества айнов (религиозные воззрения в традиционном айнском обществе). М.: Наука, 1988.

Таксами Ч.М. Шаманство у нивхов // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири (по материалам второй половины XIX – начала XX в.). Л.: Наука, 1981. С. 165–177.

Усова А.В. История китайцев, маньчжуров и дауров Зазейского края во второй половине XIX века: автореф. дис. … канд. ист. н. М., 2005.

Шаповалов А.В. Очерки истории и культуры потребления табака в Сибири. XVII – первая половина XX вв. Новосибирск: Издательский центр «Прогресс-Сервис», 2002.

Шренк Л.И. Об инородцах Амурского края. Т. 2. Этнографическая часть. Первая половина: главные условия и явления внешнего быта. СПб: Издательство Императорской академии наук, 1899.

Штернберг Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. Хабаровск: Дальгиз, 1933.

Элерт А.Х. Алкоголь и галлюциногены в жизни коренных народов Сибири // Наука из первых рук. 2007. № 2. С. 106–123.

Загрузки

Опубликован

24.12.2021

Выпуск

Раздел

АРХЕОЛОГИЯ, АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ В CIRCUM-PAСIFIC

Как цитировать

Природные галлюциногены и спиртные напитки как атрибут коммуникации коренных народов амуро-сахалинского региона с сакральным миром. (2021). Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, 4, 5–14. https://doi.org/10.24866/1997-2857/2021-4/5-14

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)