Анна Васильевна Смоляк и загадка шаманского транса

Авторы

  • Сергей Васильевич Березницкий Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

DOI:

https://doi.org/10.24866/1997-2857/2022-2/27-36

Ключевые слова:

А.В. Смоляк, коренные народы Амура, шаманство, трансперсональные состояния

Аннотация

Анна Васильевна Смоляк (1920–2003) заслуженно считается отечественными и иностранными учеными крупнейшим специалистом по истории и этнографии коренных народов Нижнего Амура и Сахалина. Более полувека она занималась полевыми и теоретическими исследованиями этногенеза, этнической истории, социальной организации, материальной культуры и хозяйства, промыслов, верований и праздников айнов, нанайцев, негидальцев, нивхов, орочей, ульчей, ороков/ульта, удэгейцев, эвенков и эвенов. Относительно всех аспектов культуры этих этносов А.В. Смоляк высказывала свои оригинальные взгляды, которые нередко вызывали научные дискуссии. В частности, до сих пор окончательно не решена проблема шаманского транса, подтверждений наличия которого А.В. Смоляк не находила у своих многочисленных информантов на Амуре. Данная статья является попыткой предложить один из вариантов решения этой загадки.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Сергей Васильевич Березницкий, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

    доктор исторических наук, главный научный сотрудник отдела этнографии Сибири 

Библиографические ссылки

Амайон Р.Н. Покончить с терминами «транс» и «экстаз» в исследованиях шаманизма // Этнографическое обозрение. 2007. № 1. С. 6–18.

Амайон Р. Понятие шаманизма: формирование западной интерпретации // Религиоведение. 2009. № 1. С. 3–15.

Арсеньев В.К. Сквозь тайгу. М.: Гос. изд-во геогр. лит., 1949.

Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII – начало XX в.). Л.: Наука, 1969.

Волкова М.И. Экстатическое состояние «сценического самочувствия» и способы его репрезентации в театральном дискурсе // Филологическое образование в современных исследованиях: лингвистический и методический аспекты: материалы международной научно-практической конференции (Москва, 23–24 мая 2017 г.). М.: Ремдер, 2017. С. 87–92.

Забияко А.П. Транс // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009. С. 999.

Лаберж С. Осознанное сновидение. Киев; М.: София; Изд-во Трансперсонального Института, 1996.

Липский А.Н. К вопросу об использовании этнографии для интерпретации археологических материалов // Советская этнография. 1966. № 1. С. 105–118.

Маркова С.В. Трансформация биомеханики Вс.Э. Мейерхольда в современной театральной культуре // Культурная жизнь Юга России. 2014. № 3. С. 16–17.

Мейерхольд Вс.Э. Актер будущего и биомеханика // Мейерхольд Вс.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы: в 2-х т. Т. 2. М.: Искусство, 1968. С. 486–487.

Нагорная Н.А. Люцидные сновидения в рассказах Валерия Брюсова «Теперь, когда я проснулся…», «В башне» и в повести Александра Кондратьева «Сны» // Сюжетология и сюжетография. 2016. № 2. С. 47–55.

Подмаскин В.В. Обряды, обычаи, шаманство // История и культура удэгейцев / Под ред. А.И. Крушанова. Л.: Наука, 1989. С. 72–83.

Рыбин В.И. Инсайт: событие, процесс, техника // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2019. Т. 5. № 1. С. 85–102.

Сем Т.Ю. Шаманизм тунгусо-язычных народов Сибири и Дальнего Востока по материалам Российского Этнографического музея // Расы и народы. Вып. 28. М.: Наука, 2002. С. 226–242.

Сем Т.Ю. Шаманизм эвенков (по материалам Российского этнографического музея). СПб.: Гуманитарная академия, 2017.

Симонов М.Д. Атрибуты удэгейского шамана // Известия Сибирского отделения АН СССР. Серия истории, филологии и философии. 1990. Вып. 2. С. 45–49.

Словарь философских терминов / Под ред. В.Г. Кузнецова. М.: ИНФРА-М, 2005.

Смоляк А.В. К вопросу о масках в культах нанайцев и удэгейцев // Советская этнография. 1973. №. 3. С. 119–124.

Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (народы Нижнего Амура). М.: Наука, 1991.

Соломонова Н.А. Музыкальная культура народов Дальнего Востока России XIX–XX вв. (Этномузыкологические очерки): автореф. дис. … д-ра искусств. М., 2000.

Старцев А.Ф. Удэгейские шаманы // Этнокультурные процессы и общественное сознание у народов Дальнего Востока (XVII–XX вв.): сборник трудов. Владивосток: ДВО РАН, 1998. С. 118–131.

Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Петербургское востоковедение, 1998.

Харитонова В.И. «Весна Средневековья» накануне III тысячелетия (Магико-мистическая практика и «народное целительство» в Московском регионе) // Московский регион: этноконфессиональная ситуация. М.: ИЭА РАН, 2000. С. 262–282.

Харитонова В.И. «Возрождение шаманизма»: религиозный вопрос или психоментальная проблема? // Этносы Сибири: прошлое, настоящее, будущее: Материалы международной научно-практической конференции. В 2-х ч. Ч. 2. Красноярск, 2004. С. 76–83.

Харитонова В.И. «Я иду сквозь тебя»: к вопросу исследования ИСС у шаманов // Сибирские исторические исследования. 2019. № 2. С. 180–197.

Харитонова В.И. Некоторые проблемы и методы исследования традиционных магико- и религиозно-мистических практик и их современных инноваций // Материалы международного конгресса «Шаманизм и иные традиционные верования и практики». М.: ИЭА РАН, 1999. С. 59–69.

Харитонова В.И. Религиозно-магические практики Южной Сибири: трансформации традиций в постсоветскую эпоху // Материалы международного интердисциплинарного научно-практического симпозиума «Экология и традиционные религиозно-магические знания». М.: ИЭА РАН, 2001. С. 169–189.

Харитонова В.И. Современные магико-медицинские и магико-мистические практики: к проблеме функционирования и адаптаций // Этнографическое обозрение. 2011. № 3. С. 61–75.

Харитонова В.И. Трансформации шаманизма в современной России, или Куда идем мы с чудачком? // Сибирские исторические исследования. 2020. № 2. С. 251–275.

Харитонова В.И. Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий. М.: Наука, 2006.

Харитонова В.И. Шаманские духи: основа сакрального и средство сакрализации // Сибирские исторические исследования. 2016. № 4. С. 236–261.

Харитонова В.И., Свидерская Н.Е., Мещерякова Е.А. Шаманы и шаманизм в свете интердисциплинарных исследований // Полевые исследования Института этнологии и антропологии. 2004. М., 2006. С. 128–149.

Харитонова В.И., Украинцева Ю.В. Зов безмолвия, или Почему они – шаманы? // Расы и народы. Вып. 33. М.: Наука, 2007. С. 292–322.

Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Исследования, статьи, лекции. Л.: Институт народов Севера, 1936.

Hoppal, M., 1994. Shamanen und Shamanismus. Ausburg: Pattloch Verlag.

Shirokogoroff, S.M., 1935. Psychomental complex of the Tungus. London: Kegan Paul, Trench, Trubner and Co.

Загрузки

Опубликован

16.07.2025

Выпуск

Раздел

ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ

Как цитировать

Анна Васильевна Смоляк и загадка шаманского транса. (2025). Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, 2, 27–36. https://doi.org/10.24866/1997-2857/2022-2/27-36

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)