БУДДИЙСКИЕ РАССКАЗЫ КАМО-НО ТЁМЭЯ О МИРЯНАХ И МИРСКИХ СТРАСТЯХ

Авторы

  • Надежда Николаевна ТРУБНИКОВА Школа актуальных гуманитарных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы.

DOI:

https://doi.org/10.24866/1997-2857/2022-3/5-17

Аннотация

«Сборник рассказов о пробуждении сердца» Камо-но Тёмэя («Хоссинсю:»,
начало XIII в.) содержит истории не только о праведных монахах, но и о мирянах – от знатных столичных чиновников до простолюдинов. На их примерах показано, как сама обыденная жизнь подталкивает человека к «бегству
от мира», ко вступлению на буддийский путь. Речь может идти и о страданиях, природных и общественных бедствиях, и о неутоленных страстях – любви, жажде славы, богатства, и о вполне благополучном существовании, когда оно вдруг раскрывается для человека во всем своем бессмысленном непостоянстве. Пробудить сердце человека может что угодно, и в этом смысле мирянин и монах равны: ни ученость, ни даже прилежное следование заповедям
не мешают сердцу дремать в неведении; ни страсти, ни грехи не мешают пробудиться. Но если сердце однажды пробудилось, то лучший путь для человека после этого – стать отшельником. В приложении к статье приводится
перевод одного из рассказов сборника – «О том, как сын Нарикиё, второго заместителя наместника, поселился на горе Коя», выполненный автором.
Ключевые слова: японский буддизм, сэцува, Камо-но Тёмэй, «Хоссинсю:»

Биография автора

  • Надежда Николаевна ТРУБНИКОВА, Школа актуальных гуманитарных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы.

    доктор философских наук, заместитель главного редактора журнала «Вопросы философии» Института философии РАН, ведущий научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Загрузки

Опубликован

07.10.2022

Как цитировать

БУДДИЙСКИЕ РАССКАЗЫ КАМО-НО ТЁМЭЯ О МИРЯНАХ И МИРСКИХ СТРАСТЯХ . (2022). Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, 3, 5-17. https://doi.org/10.24866/1997-2857/2022-3/5-17