ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДИСКУРС В ЭПОХУ ГДР И ФРГ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЯЗЫКА СМИ
DOI:
https://doi.org/10.24866/2949-2580/2023-3/62-72Ключевые слова:
образовательный дискурс, ГДР, ФРГ, язык СМИ, специфическая лексикаАннотация
Статья посвящена рассмотрению лингвистических особенностей образовательного дискурса в ГДР и ФРГ, нашедших отражение в изданиях Neues Deutschland (ГДР) и Der Spiegel (ФРГ). Актуальность исследования обусловлена тем, что дифференцированные лексические единицы, относящиеся к сфере образования, представляют трудность при переводе текстов эпохи разделенной Германии. Так, формально аналогичные или даже идентичные лексемы, употребляемые в образовательном дискурсе ГДР и ФРГ, обладают разной семантикой, обусловленной различиями в политическом устройстве этих стран, повлиявших на системы образования. Это представляет опасность для современных переводчиков, сталкивающихся с текстами той эпохи, которые становятся все более доступными в связи со снятием с них грифа секретности и появлением электронных собраний текстов образовательной тематики. Представленное исследование ограничивается изучением дифференцированных лексических единиц образовательного дискурса в газетных статьях времен ГДР и ФРГ, поскольку именно средства массовой информации наиболее ярко отражают языковые тенденции, фиксируя типичные способы языковой номинации. Авторы прослеживают изменения в образовательной среде, связанные со сменой политико-экономического строя в ГДР, рассматривают специфику языковых единиц того времени в образовательном дискурсе, проводят анализ уникальных лексем в газетных статьях Neues Deutschland и Der Spiegel и предлагают их переводные эквиваленты.