О киносериале «Трудно быть мужчиной», его герое и некоторых особенностях японской культурной традиции (новая редакция)
DOI:
https://doi.org/10.24866/2949-2580/2024-3/126-149Ключевые слова:
Ямада Ёдзи, Ф.М. Достоевский, Мурасаки Сикибу, Ихара Сайкаку, Дзиппэнся Икку, дзэн-буддизм, эстетика печали, киносериал «Трудно быть мужчиной», «супермен», «дурак», образ Торадзиро, князь Мышкин, лейтмотив странствий, литература Японии, японский кинематограф, американский кинематограф, японская художественная традиция, русская художественная традиция, японская идентичностьАннотация
В статье предпринята попытка комплексного анализа содержания самой длинной серии полнометражных художественных фильмов «Трудно быть мужчиной» (男はつらいよ) японского режиссёра и сценариста Ямада Ёдзи (山田洋次). Раскрываются обстоятельства создания фильма на киностудии Сётику, анализируются композиционные, жанровые, идейные особенности произведения, а также связь серии фильмов Ё. Ямада с социальной историей Японии, массовой культурой и развитием японского кинематографа. Описываются образы главных героев, выясняются причины популярности сериала, своеобразие его киноязыка, нарратива, хронотопа. Особое внимание уделяется связи киноэпопеи с американской кинокультурой и японской художественной традицией. Образ главного героя фильма Курума Торадзиро сопоставляется с образом супермена американского кино, образами русского дурака (в том числе сказочного), а также с образом князя Мышкина из романа Ф.М. Достоевского «Идиот». Автор этой статьи приходит к выводу о том, что рассматриваемое произведение Ямада Ёдзи стало значительным событием культурной жизни Японии последней трети XX столетия и сохраняет свою актуальность до настоящего времени.
Скачивания
Библиографические ссылки
Дыбовский А.С. Некоторые особенности стиля устного публичного выступления в японском языке // Известия Восточного института Дальневосточного государственного университета. Японоведение. Специальный выпуск. 1997. С. 62–68.
Дыбовский А.С. О киносериале «Мужчине трудно», его герое и некоторых этнокультурных особенностях японцев //『言語文化研究』第26号 = Исследования по языку и культуре. 2000. № 26. С. 55–76.
Дыбовский А.С. О парламентской речи в Японии // Известия Восточного института Дальневосточного государственного университета. Японоведение. Специальный выпуск. 1997. С. 69–76.
Дыбовский, А.С. Ритуал и игра: о некоторых особенностях речевой коммуникации в японском и русском этноязыковых коллективах: постановка проблемы // Известия Восточного института Дальневосточного государственного университета. 2006. Вып. 13. С. 103–120.
岡本博・ 入江和夫「山田洋次の世界と戦後意識」 『世界の映画作家』 14、 加藤泰、山田洋次編、改訂増補版、キネマ旬報社 = Окамото Хироси, Ириэ Кадзуо. Мир Ямада Ёдзи и послевоенное сознание // Мировые кинорежиссёры. № 14. Като Тай и Ямада Ёдзи. Пересмотренное и дополненное издание, Кинэма Дзюнпося, Токио, 1977. P. 167–174.
佐藤忠男、 「二人の作家と日本の文化潮流」、 『世界の映画作家』14、 加藤泰、 山田洋次編、改訂増補版、キネマ旬報社 = Сато Тадао. Два писателя и культурные течения Японии // Мировые кинорежиссёры. № 14. Като Тай и Ямада Ёдзи. Пересмотренное и дополненное издание, Кинэма Дзюнпося, Токио, 1977. P. 23–38.
佐藤忠男『みんなの寅さん「男はつらいよ」の世界』朝日文庫 = Сато Тадао. Наш Тора-сан; Мир киносериала «Трудно быть мужчиной». Издание Асахи бунко, 1992. 292 p.
白井佳夫 『日本映画黄金伝説』 時事通信社 = Сираи Ёсио. Легенда о золотой эпохе японского кино. Издательство Дзидзи цусинся, 1993. 321 p.
竹原弘『寅さんの社会学』ミネルヴァ書房 = Такехара Хиро. Социология Тора-сана. Издательство Минерва сёбо, 1999. 311 p.
賠償千恵子『お兄ちゃん』廣済堂 = Байсё Тиэко. Старший брат. Издательство Косайдо, 1997. 254 p.
山田洋次・自伝と自作を語る、 『世界の映画作家』14、 加藤泰、 山田洋次編、 改訂増補版、キネマ旬報社 = Ямада Ёдзи рассказывает о своих работах // Мировые кинорежиссёры. № 14. Като Тай и Ямада Ёдзи. Пересмотренное и дополненное издание, Кинэма Дзюнпося, 1977. P. 185–206.
山田洋次[述]『寅さんと日本の民衆』旬報社 = «Ямада Ёдзи [рассказывает] / Тора-сан и японский народ». Издательство Дзюнпося, 1998. 78 p.
吉村英夫『「男はつらいよ」の世界』集英社 = Ёсимура Хидэо. Мир киносериала «Трудно быть мужчиной». Издательство Сюэйся, 1997. 405 p.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 1. Автор (авторы) несет (несут) ответственность за содержание рукописи этой статьи. 2. Автор (авторы) дает (дают) согласие на обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», а также на публикацию статьи в открытом доступе и передачу всех необходимых сведений в наукометрические базы данных. 4. Автор (авторы) подтверждает (подтверждают), что материалы не были опубликованы ранее и в настоящее время рукопись статьи не находится на рассмотрении редакционной коллегии другого издания. 5. Автор (авторы) подтверждает (подтверждают) отсутствие конфликта интересов.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.