Личностные основания профилактики неконструктивного рискового поведения подростков
DOI:
https://doi.org/10.24866/2658-5855/2023-4/35-41Ключевые слова:
рисковое поведение, подростки, личностный подход, принцип педагогической целесообразности, принцип природосообразностиАннотация
Целью представленного исследования является описание применения основ личностного методологического подхода в профилактике неконструктивного рискового поведения подростков. Интерес исследователей и практиков педагогики в вопросах изучения природы появления рискового поведения подростков связан с решением задач поиска эффективных технологий его профилактики. К особенностям неконструктивного рискового поведения подростков можно отнести то, что оно начинается как экспериментирование на фоне проявленной готовности к риску. Однако рисковое поведение может закрепиться в связи с формированием психологического комплекса в структуре личности подростка. Активный научный поиск в этой области связан с тем, что такая форма поведенческих проявлений несет в себе неочевидный для подростка баланс положительных и отрицательных исходов в отношении его жизни и здоровья. Анализ источников позволил автору прийти к выводу о том, что личностный подход в русле профилактики неконструктивного рискового поведения подростков предполагает отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия и реализуется через принципы педагогической целесообразности (определяет комплекс средств достижения прогнозируемой цели, способствующих получению положительного результата с ориентацией на особенности личности самого подростка) и природосообразности (предполагает учет в работе природных особенностей подросткового возраста, способствующих возникновению поведенческих отклонений, и построение педагогически целесообразной профилактической траектории).
Библиографические ссылки
Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия. Москва: Эксмо, 2001. 736 с. Dal V.I. Explanatory dictionary of the Russian language: modern version. Moscow, Eksmo Publ., 2001. 736 p. (In Russ.).
Ворошилин С.И. Проблема классификации патологического рискового поведения антисоциального характера и факторов его распространения на примере "трейнсёрфинга" ("зацепинга") // Тюменский медицинский журнал. 2013. Т. 15, № 1. С. 38–39. Voroshilin S.I. The problem of classification of pathological risk behavior of an antisocial nature and factors of its spread on the example of "trainsurfing" ("hooking"). Tyumen Medical Journal, 2013, vol. 15, no. 1, pp. 38–39. (In Russ.).
Рахимкулова А.С., Розанов В.А. Взаимосвязь суицидального и рискового поведений у подростков // Академический журнал Западной Сибири. 2012. № 5. С. 31–32. Rakhimkulova A.S., Rozanov V.A. Interrelation of suicidal and risky behaviors in adolescents. Academic Journal of Western Siberia, 2012, no. 5, pp. 31–32. (In Russ.).
Рахимкулова А.С. Некоторые характеристики рискового поведения подростков (предварительный анализ) // Тюменский медицинский журнал. 2013. Т. 15, № 3. С. 23–25. Rakhimkulova A.S. Some characteristics of risky behavior of adolescents (preliminary analysis). Tyumen Medical Journal, 2013, vol. 15, no. 3, pp. 23–25. (In Russ.).
Авдулова Т.П., Витковская Е.В., Поневаж Е.В. Рисковое поведение в юности: отклонение или норма? // Клиническая и специальная психология. 2013. № 3. С. 62–73. Avdulova T.P., Vitkovskaya E.V., Ponevazh E.V. Risky behavior in youth: deviation or norm? Clinical and special psychology, 2013, no. 3, pp. 62–73. (In Russ.).
Амирханян Ю.А. Рискованное сексуальное поведение: диагностика и профилактика, дисс. ... канд. социол. наук. Санкт-Петербург, 1999. 205 с. Amirkhanyan Yu.A. Risky sexual behavior: diagnosis and prevention, Ph. D. thesis sociological sciences. Saint Petersburg, 1999. 205 p. (In Russ.).
Авдулова Т. П. Склонность к риску в отрочестве // Психология обучения. 2011. № 2. С. 43–52. Avdulova T. P. Propensity to risk in adolescence. Psychology of learning, 2011, no. 2, pp. 43–52. (In Russ.).
Сперанская А.В. Диагностика буллинга в подростковой среде // Теоретические подходы к обоснованию существования буллинга в детской и подростковой среде. Ялта, 2021. С. 143–157. Speranskaya A.V. Diagnostics of bullying in the adolescent environment. Theoretical approaches to substantiating the existence of bullying in children and adolescents. Yalta, 2021, pp. 143–157. (In Russ.).
Смирнов А.В. Рисковое поведение школьников: формы, этиология, последствия // Вестник Югорского государственного университета. 2022. № 2(65). С. 190–206. Smirnov A.V. Risky behavior of schoolchildren: forms, etiology, consequences. Bulletin of the Yugra State University, 2022, no. 2(65), pp. 190–206. (In Russ.).
Москвина Е.В., Рябова М.А. Рисковое поведение подростков: содержание понятия // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 94–1. С. 111–114. Moskvina E.V., Ryabova M.A. Risky behavior of adolescents: the content of the concept. Trends in the development of science and education, 2023, no. 94–1, pp. 111–114. (In Russ.).
Москвина Е.В. Возможности среды современной школы в профилактике рискового поведения подростков // Развитие образования. 2023. Т. 6, № 3. С. 27–32. Moskvina E.V. Possibilities of the modern school environment in the prevention of risky behavior of adolescents. Development of education, 2023, vol. 6, no. 3, pp. 27–32. (In Russ.).
Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бада. Москва, 2002. 527 с. В.М. Bim-Bad [chief ed.]. Pedagogical encyclopedic dictionary. Moscow, 2002. 527 p. (In Russ.).
Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. Москва: Высшая школа, 2004. 512 с. Polonsky V.M. Dictionary of education and pedagogy. Moscow, Higher School Publ., 2004. 512 p. (In Russ.).
Галагузова М.А. Диссертационное исследование по педагогике: вопросы и ответы. Екатеринбург, 2011. 255 с. Galaguzova M.A. Dissertation research on pedagogy: questions and answers. Yekaterinburg, 2011. 255 p. (In Russ.).
Соловьева И.П. Личностный подход как методология и технология научно-методического сопровождения педагогических коллективов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2010. Т. 3, № 3. С. 61–71. Solovyova I.P. Personal approach as methodology and technology of scientific and methodological support of pedagogical collectives. Bulletin of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin, 2010, vol. 3, no. 3, pp. 61–71. (In Russ.).
Общая стратегия воспитания в образовательной системе России: К постановке проблемы / под ред. И.А. Зимней. В 2 кн. Москва, 2001. Ч. 1. 336 с. The general strategy of education in the educational system of Russia. To pose the problem. In 2 books. Ed. of I.A. Zimnaya. Moscow, 2001. Part 1. 336 p. (In Russ.).
Ширшов Е.В. Информация, образование, дидактика, методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. Москва, 2017. https://www. monographies.ru/en/book/section-?id=13615. (дата обращения: 30.01.2023). Shirshov E.V. Information, education, didactics, teaching methods and technologies. Dictionary of key concepts and definitions. Moscow, 2017. (In Russ.). https://www.monographies.ru/en/book/section-?id=13615 (accessed: 30.01.2023).
Макаренко А.С. Педагогические сочинения в восьми томах. Т. 4. Москва: Педагогика, 1984. 400 с. Makarenko A.S. Pedagogical works in eight volumes. Vol. 4. Moscow, Pedagogy Publ., 1984. 400 p. (In Russ.).
Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Москва: Педагогика, 1981. 416 с. Pestalozzi I.G. Selected pedagogical works. In 2 vol. Moscow, Pedagogy Publ., 1981. 416 p. (In Russ.).
Тенитилова К.С., Абаева С.М., Беляева В.Г. Принцип природосообразности в воспитании: история и современность // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 8–3(110). С. 118–120. Tenitilova K.S., Abaeva S.M., Belyaeva V.G. The principle of naturalness in education: history and modernity. International Scientific Research Journal, 2021, no. 8-3(110), pp. 118–120. (In Russ.).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Елена Владимировна Москвина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.