Модель профилактики мобильной зависимости подростков
DOI:
https://doi.org/10.24866/2658-5855/2023-4/42-52Ключевые слова:
мобильная зависимость, профилактика, подростки, методологические подходы, принципы, педагогические условия, родителиАннотация
В исследовании представлена концептуальная модель профилактики мобильной зависимости подростков во взаимодействии классного руководителя и родителей, включающая целевой, содержательно-организационный и результативно-оценочный блоки. Методологическим основанием реализации модели выступают аксиологический, системный и деятельностный подходы, реализуемые на основании принципов здоровьесбережения, синергии, конструктивного взаимодействия и личностной ориентации. Содержательно-организационный блок модели представлен педагогическими условиями (конструктивное взаимодействие классного руководителя и родителя, систематичность профилактических мероприятий, опережающий характер воздействия на ситуацию риска), реализуемые в трех этапах: повышение информированности родителей (пассивный), вовлечение родителей в различные формы деятельности (активный), совместная деятельность классного руководителя и родителей (интерактивный). В результативно-оценочном блоке представлены критерии диагностирования результативности реализации педагогических условий в когнитивном, социальном и ценностном компонентах на высоком, среднем или низком уровнях. В статье представлен анализ источников по проблемам мобильно-зависимого поведения подростков, уточнения понятия «мобильная зависимость подростков».
Библиографические ссылки
Иванов М. С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека. Кемерово, 1999. http://www.flogiston.ru/articles. (дата обращения: 30.01.2023). Ivanov M.S. Psychological aspects of the negative impact of gaming computer addiction on a person's personality. Kemerovo, 1999. (In Russ.). http://www.flogiston.ru/articles (accessed: 30.01.2023).
Саглам Ф.А. Исследование проблем Интернет-аддикций в подростковом возрасте // Педагогическое образование и наука. 2008. № 4. С. 55–58. Saglam F.A. Research on the problems of Internet addiction in adolescence. Pedagogical education and science, 2008, no. 4, pp. 55–58. (In Russ.).
Бредихина М.В. Педагогическая профилактика игровых зависимостей у подростков в общеобразовательном учреждении: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Нижний Новгород, 2007. 21 с. Bredikhina M.V. Pedagogical prevention of gaming addictions in adolescents in a general education institution: Abstract of PhD (Pedagogy) Thesis. Nizhny Novgorod, 2007. 21 p. (In Russ.).
Плешаков В.А., Угольков Н.В. Интернет как фактор социализации старших школьников // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012. № 2(4). С. 48–54. Pleshakov V.A., Ugolkov N.V. Internet as a factor of socialization of senior schoolchildren. Philosophical problems of information technologies and cyberspace, 2012, no. 2(4), pp. 48–54. (In Russ.).
Галагузова Ю.Н., Лабарешных Н.Н. Профилактика мобильной зависимости подростков в деятельности классного руководителя // Педагогическое образование в России. 2021. № 6. С. 171–177. Galaguzova Yu.N., Labareshnykh N.N. Prevention of adolescent mobile addiction in the classroom teacher's activities. Pedagogical education in Russia, 2021, no. 6, pp. 171–177. (In Russ.).
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. В. А. Сластенина. 8-е изд. Москва: Академия, 2008. 566 с. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogy. Ed. by V.A. Slastenin. 8th ed. Moscow, Academia Publ., 2008. 566 p. (In Russ.).
Вишнякова С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. Москва, 1999. 538 с. Vishnyakova S.M. Professional education: dictionary. Key concepts, terms, relevant vocabulary. Moscow, 1999. 538 p. (In Russ.).
Сагатовский В.Н. Категориальный контекст деятельностного подхода // Деятельность: теория, методология, проблемы. Москва: Политиздат. 1990. С. 70–82. Sagatovsky V.N. The categorical context of the activity approach. Activity: theory, methodology, problems. Moscow, Politizdat Publ., 1990. pp. 70–82. (In Russ.).
Дружинина А.А. Личностно-ориентированный подход как целеполагающий в формировании управленческой культуры студента – будущего социального работника // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 12(116). С. 82–87. Druzhinina A.A. A personality-oriented approach as a goal–setting in the formation of the managerial culture of a student – a future social worker. Bulletin of Tomsk State University, 2012, no. 12(116), pp. 82–87. (In Russ.).
Методические рекомендации по созданию в образовательной организации здоровьесберегающих условий, способствующих психическому развитию и укреплению здоровья детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Москва: ИКП РАО, 2022. https: https://ds63-schel.edumsko.ru/activity/-psih_ped/support/post/1949521/doc/29430 (дата обращения: 30.01.2023). Methodological recommendations for the creation of health-saving conditions in an educational organization that promote mental development and strengthen the health of children with disabilities and children with disabilities. Moscow, ICP RAO Publ., 2022. (In Russ.). https://ds63-schel.edum-sko.ru/activity/psih_ped/support/post/1949521/doc/29430 (accessed: 30.01.2023).
Синергетический подход в развитии профессионального мастерства современного педагога // Актуальные проблемы педагогики и психологии: материалы Международной заочной научно-практической конференции (27 февраля 2012 г.). Новосибирск: Сибирская ассоциация консультантов, 2012. Ч. II. С.122–133. Synergetic approach in the development of professional skills of a modern teacher. Actual problems of pedagogy and psychology. Materials of the international correspondence scientific and practical conference. Part II (February 27, 2012). Novosibirsk, Siberian Association of Consultants Publ., 2012, pp.122–133. (In Russ.).
Лабарешных Н.Н., Галагузова Ю.Н. Взаимодействие классного руководителя и родителей в профилактике мобильной зависимости подростков // Актуальные проблемы социогуманитарного образования: сборник статей / под науч. ред. Е.В. Донгаузер, Т.С. Дороховой. Екатеринбург, 2022. С. 150–153. Labareshnykh N.N., Galaguzova Yu.N. Interaction of the class teacher and parents in the prevention of mobile addiction of adolescents. Actual problems of socio-humanitarian education. Collection of articles. Ed. by E.V. Dongauzer, T.S. Dorokhova. Yekaterinburg, 2022. pp. 150–153. (In Russ.).
Болбаков Р.Г. Анализ когнитивности в науке и образовании // Перспективы науки и образования. 2014. № 4(10). С. 15–19. Bolbakov R.G. Analysis of cognition in science and education. Prospects of Science and Education, 2014, no. 4(10). pp. 15–19. (In Russ.).
Котляров И.Д. Виртуальная реальность как пространство удовлетворения потребностей // Прикладная информатика. 2006. № 6(6). С. 101–111. Kotlyarov I.D. Virtual reality as a space for satisfying needs. Applied Informatics, 2006, no. 6(6), pp. 101–111. (In Russ.).
Кузнецов Р.А., Коломийченко Л.В. Ценностные ориентации как фактор формирования базовой культуры личности // ЦИТИСЭ. 2019. № 2(19). С. 29–36. Kuznetsov R.A., Kolomiichenko L.V. Value orientations as a factor in the formation of basic personality culture. CITISE, 2019, no. 2(19), pp. 29–36. (In Russ.).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Наталья Николаевна Лабарешных, Елена Владимировна Москвина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.