ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ: ОТ ПОЗИТИВИЗМА К ГЕРМЕНЕВТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕНИЯ О ПОТЕНЦИЯХ В ТРАКТАТЕ В.В. РОЗАНОВА «О ПОНИМАНИИ»)
DOI:
https://doi.org/10.24866/1997-2857/2023-1/91-97Ключевые слова:
гуманитарное знание, В. Розанов, герменевтика, эпистемология, потенцииАннотация
В статье рассматривается один из вариантов решения проблемы статуса гуманитарного познания с позиции герменевтики, представленный в учении о потенциях В.В. Розанова. Автор обращает внимание на особенности позиций субъекта и объекта в структуре «наук о духе», рассматривая их, согласно концепции В.В. Розанова, как со-причастное единство потенций разума, задающих цель, ценности и смыслы понимания, и потенций вещей, являющихся эмпирическим материалом, которому разум дает форму как объекту исследования. В заключении статьи автор приходит к выводу о пользе исторических примеров развития герменевтики для ведения современных эпистемологических дискуссий о статусе гуманитарного познания.