Дискуссионные аспекты концепций западных антропологов о думающей природе
DOI:
https://doi.org/10.24866/1997-2857/2022-2/6-14Ключевые слова:
западная антропология, российская этнография, архаические общества, думающая природаАннотация
Статья посвящена дискуссионным аспектам теоретических построений таких современных западных антропологов, как Ф. Дескола, Э. Кон и Э.В. де Кастру, относительно взаимоотношений человека и природы в архаических обществах. Для корректировки представления о научном приоритете сформулированных ими выводов автор статьи обращается к работам выдающихся российских этнографов – В.Г. Богораза, Л.Я. Штернберга, В.К. Арсеньева.
Скачивания
Библиографические ссылки
Арсеньев В.К. Сквозь тайгу. М.: Гос. изд-во геогр. лит., 1949.
Арсеньев В.К. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 1. Владивосток: Примиздат. 1947.
Арсеньев В.К. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 2. Владивосток: Примиздат. 1947.
Березкин Ю.Е. Рождение звездного неба: представления о ночных светилах в исторической динамике. СПб.: МАЭ РАН, 2017.
Березницкий С.В. Верования и обряды ульта (по материалам международной этнолингвистической экспедиции на о. Сахалин в июле-августе 1990 г.) // Ethnic Minorities in Sakhalin. Yokohama: Yokohama National University, 1993. С. 129–157.
Березницкий С.В. До Клакхона – междисциплинарный принцип работы Тунгусской экспедиции 1927–1928 гг. // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 473. С. 5–11.
Березницкий С.В. Путем взаимовлияния. Промысловые культы амурских народов и их этнокультурные контакты // Россия и АТР. 1998. № 4. С. 23–31.
Березницкий С.В. Система верований, обрядов и культов негидальцев // Вопросы археологии, истории и этнологии Дальнего Востока: сборник статей научной конференции «Дальневосточная историческая наука на пороге XXI века: новые имена» (Владивосток, 25–27 марта 1997 г.). Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 1997. С. 30–42.
Березницкий С.В. Тонкая настройка своего мира // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2022. Т. 15. № 2. С. 220–233.
Березницкий С.В. Традиция сыроядения в культуре питания коренных народов Амуро-Сахалинского региона // Кунсткамера. 2021. № 3. С. 104–114.
Богораз В.Г. Дуалистические мифы / Предисловие М. Шахнович // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 1. С. 196–212.
Богораз В.Г. К психологии шаманства у народов Северо-Восточной Азии // Этнографическое обозрение. 1910. Кн. 84–85. № 1–2. С. 1–36.
Богораз В.Г. Материалы по изучению чукотского языка и фольклора, собранные в Колымском округе. Ч. 1. Образцы народной словесности чукоч. СПб.: Императорская Академия Наук, 1900.
Богораз В.Г. Образцы материалов по изучению чукотского языка и фольклора, собранных в Колымском округе В.Г. Богоразом // Известия Императорской Российской Академии Наук. 1899. Т. 10. № 3. С. 269–318.
Богораз В.Г. Религиозные идеи первобытного человека (По материалам, собранным среди племен северо-восточной Азии, главным образом среди чукоч) // Землеведение. 1908. Т. 15. Кн. 1. С. 60–80.
Богораз В.Г. Сказка о Чесоточном шамане // Живая старина. 1899. Вып. 2. С. 263–270.
Богораз В.Г. Чукчи. Ч. 2. Религия. Л.: Изд-во Главсевморпути, 1939.
Дескола Ф. По ту сторону природы и культуры. М.: Новое литературное обозрение, 2012.
Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964.
Из Архива. Избранные труды В.Г. Богораза по шаманству 1934–1936 гг. СПб.: СПбГУ, 2019.
Кастру Э.В. Каннибальские метафизики: рубежи постструктурной антропологии. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017.
Кирющенко В.В. Знак и символ // Пирс Ч.С. Принципы философии: в 2-х т. Т. 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С. 5–26.
Кон Э. Как мыслят леса: к антропологии по ту сторону человека. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018.
Латур Б. АСТ: вопрос об отзыве // Логос. 2017. № 1. С. 201–216.
Леви-Строс К. Мифологики: в 4-х т. Т. 1. Сырое и приготовленное. М.; СПб.: Университетская книга, 1999.
Логинов Е.В. Действительно ли леса мыслят? // Сибирские исторические исследования. 2019. № 2. С. 198–202.
Морис Ч.У. Из книги «Значение и означивание». Знаки и действия // Семиотика: антология. М.: Радуга, 1983. С. 118–132.
Наумов Н.Г. Философские основания антропологической концепции Эдуарду Вивейруша де Кастру // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21. Вып. 3. С. 278–282.
Пирс Ч.С. Избранные философские произведения. М.: Логос, 2000.
Руденко Н. Рец. на кн.: Эдуарду Вивейруш де Кастру. Каннибальские метафизики: рубежи постструктурной антропологии. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 199 с. // Антропологический форум. 2019. № 41. С. 172–180.
Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977.
Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М.: Аспект-Пресс, 2000.
Чертов Л.Ф. Особенности пространственного семиозиса // Метафизические исследования. Вып. 11. Язык. СПб.: Алетейя, 1999. C. 140–155.
Штернберг Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. Хабаровск: Дальгиз, 1933.
Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Исследования, статьи, лекции. Л.: Институт народов Севера, 1936.
Юрчак А. Предисловие // Кон Э. Как мыслят леса: к антропологии по ту сторону человека. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. С. 6–16.
Якобсон Р. В поисках сущности языка // Семиотика: антология. М.: Радуга, 1983. С. 102–117.
Якобсон Р.О. Избранные работы. М.: Прогресс, 1965.
Bogoras, W., 1910. Chukchee mythology. Leiden; New York: Brill; Stechert & Co.
Bogoras, W., 1907. The Chukchee religion. In: The Jessup North Pacific Expedition: Memoir of the American Museum of Natural History. Vol. 11. Leiden; New York: Brill; Stechert & Co, pp. 277–536.
Bogoras, W., 1902. The folklore of Northeastern Asia, as compared with that of Northwestern America. American Anthropologist, Vol. 4, no. 4, pp. 577–683.
Pike, K., 1967. Language in relation to a unified theory of the structure of human behavior. The Hague: Mouton.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Петр Викторович Примак

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.