ПРОБЛЕМА «РЕЦИДИВА НЕГРАМОТНОСТИ» СРЕДИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1920-е гг.
DOI:
https://doi.org/10.24866/1997-2857/2024-3/50-56Ключевые слова:
Енисейская губерния, образовательный ландшафт, ликвидация неграмотности, рецидив неграмотностиАннотация
Статья посвящена проблеме «рецидива неграмотности» среди взрослого населения Енисейской губернии в 1920-е гг. Опираясь на архивные данные и материалы региональной периодической печати, автор анализирует причины этого явления и способы его преодоления, предлагавшиеся представителями местных органов власти и педагогического сообщества.
Библиографические ссылки
Бершадская С.В. Ликвидация неграмотности среди взрослого населения Енисейской губернии в 1920–1921 гг. // Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2023. № 2. С. 206–217.
Волков О.И. Организация общества «Долой неграмотность» в Туле и его деятельность в 1920-е гг. // История. Историки. Источники: электронный научный журнал. 2019. № 4. C. 35–41. URL: history2014.esrae.ru/25-240
Глущенко И.В. Советский просветительский проект: ликвидация неграмотности среди взрослых в 1920–1930-е годы // Вопросы образования. 2015. № 3. C. 246–282.
Данилова О.Г. Деятельность общества «Долой неграмотность» в Псковской губернии 1920-х гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 8. Ч. 1. C. 74–77.
Доржу З.Ю., Очур Н.М. Роль образования в изменении положения женщин в Тувинской народной республике // Женщина в российском обществе. 2018. № 1. C. 106–114.
Ермачкова Е.П. Формирование системы советского народного образования на юге Тюменской губернии // Интеграция образования. 2015. Т. 19. № 1. C. 74–81.
Жданова О.Н. и др. Выживаемость знаний у студентов 6 курса по терапии в условиях дистанционного обучения // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022. Т. 21. № S3. C. 8–16.
Золотарев М. Третий фронт. Отчет о состоянии народного образования в Енисейской губернии IV-му губсъезду Советов. Красноярск, 1922.
Ильин Ю.А. Проблемы становления системы народного образования Иваново-Вознесенской губернии в конце Гражданской войны и на начальном этапе НЭПа (по материалам газеты «Рабочий край» 1921–1922 гг.) // Интеллигенция и мир. 2021. № 2. C. 9–27.
Липатова Н.В. Политический ликбез как пропуск в ряды кадрового резерва советского руководства на местах в 20-е гг. ХХ в. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2012. № 2. Ч. 2. C. 85–91.
Мороз А.И., Алиев Р.Т. Проблемы ликвидации неграмотности в восточном Забайкалье в 1920-е гг. // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2020. № 4. C. 22–29.
Н. Не просто читать и писать, а осмысливать прочитанное // Красноярский рабочий. 1924. № 278. С. 5.
Номогоева В.В., Иванова Л.Б. Ликвидация неграмотности: опыт культурно-исторической модернизации в Бурятии в 1920–1930-е гг. // V Центральноазиатские исторические чтения: сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Кызыл, 9–10 июня 2022 г.). Кызыл: Издательство ТувГУ, 2022. C. 140–145.
О.К. Культработа у водников // Красноярский рабочий. 1923. № 279. C. 3.
Парткор С.К. Бьем неграмотность // Красноярский рабочий. 1924. № 4. C. 3.
Петрич Л.В. Особенности ликвидации неграмотности среди сельского населения Оренбуржья (1920–1930-е гг.) // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 469. C. 175–182.
По клубам и красным уголкам // Красноярский рабочий. 1924. № 288. С. 4.
Пупышев В. Пять лет борьбы // Сибирский педагогический журнал. 1925. № 1. C. 3–6.
Рабкор К. Учатся грамоте // Красноярский рабочий. 1924. № 296. C. 6.
Семенова И.Ю. Решение проблем неграмотности и укрепления семьи в первые годы советской власти: деятельность ячейки всероссийского общества «Долой неграмотность» в Чувашской АССР // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2021. № 1. C. 61–68.
Соболева А.Н., Хомяков С.В. «Раскрепощение националки»: работа с женским населением Бурят-Монголии в 1920-е гг. // Манускрипт. 2018. № 12. Ч. 2. C. 268–271.
Соболева А.Н., Хомяков С.В. Проблемы ликвидации неграмотности взрослого населения в Бурят-Монгольской АССР в 1920–1930-е гг. // Манускрипт. 2021. Т. 14. № 11. C. 2277–2281.
Учитель, просветитель, краевед // Библиотека сибирского краеведения. URL: http://bsk.nios.ru/content/uchitel-prosvetitel-kraeved
Чанчаева Е.А. и др. Сравнительный анализ эффективности обучения по естественнонаучным дисциплинам при дистанционном и традиционном формате // Science for Education Today. 2022. Т. 12. № 3. C. 149–168.
Fitzpatrick, S., 2014. Popular opinion under communist regimes. In: Smith, S.A. ed., 2014. The Oxford handbook of the history of communism. Oxford: Oxford University Press, pp. 371–386.
Wood, A., 2011. Russia’s frozen frontier: a history of Siberia and the Russian Far East 1581–1991. London: Bloomsbury.
Bershadskaya, S.V., 2023. Likvidatsiya negramotnosti sredi vzroslogo naseleniya Eniseiskoi gubernii v 1920–1921 gg. [Eradication of illiteracy among the adult population of the Yeniseysk Governorate in 1920–1921], Sotsial’no-ekonomicheskii i gumanitarnyi zhurnal, no. 2, pp. 206–217. (in Russ.)
Volkov, O.I., 2019. Organizatsiya obshchestva «Doloi negramotnost’» v Tule i ego deyatel’nost’ v 1920-e gg. [Organization of the Down with illiteracy society in Tula and its activities in the 1920s], Istoriya. Istoriki. Istochniki: elektronnyi nauchnyi zhurnal, no. 4, pp. 35–41. URL: history2014.esrae.ru/25-240 (in Russ.)
Glushchenko, I.V., 2015. Sovetskii prosvetitel’skii proekt: likvidatsiya negramotnosti sredi vzroslykh v 1920–1930-e gody [Soviet educational project: eradicating illiteracy among adults in the 1920 and 1930s], Voprosy obrazovaniya, no. 3, pp. 246–282. (in Russ.)
Danilova, O.G., 2011. Deyatel’nost’ obshchestva «Doloi negramotnost’» v Pskovskoi gubernii 1920-kh gg. [Activities of the Down with illiteracy society in the Pskov Governorate in the 1920s], Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul’turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki, no. 8, part 1, pp. 74–77. (in Russ.)
Dorzhu, Z.Yu. and Ochur, N.M., 2018. Rol’ obrazovaniya v izmenenii polozheniya zhenshchin v Tuvinskoi narodnoi respublike [The role of education in the transformation of the status of women in the Tuvan People’s Republic], Zhenshchina v rossiiskom obshchestve, no. 1, pp. 106–114. (in Russ.)
Ermachkova, E.P., 2015. Formirovanie sistemy sovetskogo narodnogo obrazovaniya na yuge Tyumenskoi gubernii [The making of the Soviet public education system in the south of the Tyumen Governorate], Integratsiya obrazovaniya, Vol. 19, no. 1, pp. 74–81. (in Russ.)
Zhdanova, O.N. et al., 2022. Vyzhivaemost’ znanii u studentov 6 kursa po terapii v usloviyakh distantsionnogo obucheniya [Knowledge retention among six-year students in internal medicine in the context of distance learning], Kardiovaskulyarnaya terapiya i profilaktika, Vol. 21, no. S3, pp. 8–16. (in Russ.)
Zolotarev, M., 1922. Tretii front. Otchet o sostoyanii narodnogo obrazovaniya v Eniseiskoi gubernii IV-mu gubs’ezdu Sovetov [The third front. Report on the state of public education in the Yeniseysk Governorate to the IVth Governorate Congress of the Soviets]. Krasnoyarsk. (in Russ.)
Il’in, Yu.A., 2021. Problemy stanovleniya sistemy narodnogo obrazovaniya Ivanovo-Voznesenskoi gubernii v kontse Grazhdanskoi voiny i na nachal’nom etape NEPa (po materialam gazety «Rabochii krai» 1921–1922 gg.) [The making of public education system of the Ivanovo-Voznesensk Governorate at the end of the Civil War and at the initial stage of the NEP (based on the data from «Rabochii krai» newspaper of 1921–1922)], Intelligentsiya i mir, no. 2, pp. 9–27. (in Russ.)
Lipatova, N.V., 2012. Politicheskii likbez kak propusk v ryady kadrovogo rezerva sovetskogo rukovodstva na mestakh v 20-e gg. XX v. [Political literacy campaign as an admission to personnel reserves of the local Soviet government in the 1920s], Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Politologiya. Religiovedenie, no. 2, part 2, pp. 85–91. (in Russ.)
Moroz, A.I. and Aliev, R.T., 2020. Problemy likvidatsii negramotnosti v vostochnom Zabaikal’e v 1920-e gg. [The issues of eradicating illiteracy in eastern Transbaikalia in the 1920s], Kaspiiskii region: politika, ekonomika, kul’tura, no. 4, pp. 22–29. (in Russ.)
N., 1924. Ne prosto chitat’ i pisat’, a osmyslivat’ prochitannoe [Not just read and write, but understand what is read], Krasnoyarskii rabochii, no. 278, p. 5. (in Russ.)
Nomogoeva, V.V. and Ivanova, L.B., 2022. Likvidatsiya negramotnosti: opyt kul’turno-istoricheskoi modernizatsii v Buryatii v 1920–1930-e gg. [Eradication of illiteracy: the case of cultural and historical modernization in Buryatia in the 1920s and 1930s]. In: V Tsentral’noaziatskie istoricheskie chteniya: sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (g. Kyzyl, 9–10 iyunya 2022 g.). Kyzyl: Izdatel’stvo TuvGU, 2022, pp. 140–145. (in Russ.)
O.K., 1923. Kul’trabota u vodnikov [Cultural initiatives among water transport workers], Krasnoyarskii rabochii, no. 279, p. 3. (in Russ.)
Partkor S.K., 1924. B’em negramotnost’ [We fight with illiteracy], Krasnoyarskii rabochii, no. 4, p. 3. (in Russ.)
Petrich, L.V., 2021. Osobennosti likvidatsii negramotnosti sredi sel’skogo naseleniya Orenburzh’ya (1920–1930-e gg.) [The features of eradicating illiteracy among the rural population of the Orenburg region in the 1920s and 1930s)], Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 469, pp. 175–182. (in Russ.)
Po klubam i krasnym ugolkam [At clubs and red corners], Krasnoyarskii rabochii, 1924, no. 288, p. 4. (in Russ.)
Pupyshev, V., 1925, Pyat’ let bor’by [Five years of struggle], Sibirskii pedagogicheskii zhurnal, no. 1, pp. 3–6. (in Russ.)
Rabkor K., 1924. Uchatsya gramote [Learning to read and write], Krasnoyarskii rabochii, no. 296, p. 6. (in Russ.)
Semenova, I.Yu., 2021. Reshenie problem negramotnosti i ukrepleniya sem’i v pervye gody sovetskoi vlasti: deyatel’nost’ yacheiki vserossiiskogo obshchestva «Doloi negramotnost’» v Chuvashskoi ASSR [Solving the problems of illiteracy and strengthening the family during the first years of Soviet power: the activities of the all-Russian Down with illiteracy society in the Chuvash ASSR], Vestnik NII gumanitarnykh nauk pri Pravitel’stve Respubliki Mordoviya, no. 1, pp. 61–68. (in Russ.)
Soboleva, A.N. and Khomyakov, S.V., 2018. «Raskreposhchenie natsionalki»: rabota s zhenskim naseleniem Buryat-Mongolii v 1920-e gg. [«Liberation of an aboriginal woman»: work with female population of Buryat-Mongolia in the 1920s], Manuskript, no. 12, part 2, pp. 268–271. (in Russ.)
Soboleva, A.N. and Khomyakov, S.V., 2021. Problemy likvidatsii negramotnosti vzroslogo naseleniya v Buryat-Mongol’skoi ASSR v 1920–1930-e gg. [The issues of eradicating illiteracy among the adult population of Buryat-Mongol ASSR in the 1920 and 1930s], Manuskript, Vol. 14, no. 11, pp. 2277–2281. (in Russ.)
Uchitel’, prosvetitel’, kraeved [Teacher, educator, local historian]. URL: http://bsk.nios.ru/content/uchitel-prosvetitel-kraeved (in Russ.)
Chanchaeva, E.A. et al., 2022. Sravnitel’nyi analiz effektivnosti obucheniya po estestvennonauchnym distsiplinam pri distantsionnom i traditsionnom formate [The effectiveness of distance and traditional teaching natural sciences: a comparative analysis], Science for Education Today, Vol. 12, no. 3, pp. 149–168. (in Russ.)
Fitzpatrick, S., 2014. Popular opinion under communist regimes. In: Smith, S.A. ed., 2014. The Oxford handbook of the history of communism. Oxford: Oxford University Press, pp. 371–386.
Wood, A., 2011. Russia’s frozen frontier: a history of Siberia and the Russian Far East 1581–1991. London: Bloomsbury.