Анализ медиатекстов: стратегия и практическое применение

Авторы

  • Ольга Константиновна Титова Дальневосточный федеральный университет
  • Александра Владимировна Ерёменко Дальневосточный федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.24866/2949-2580/2025-1/128-135

Ключевые слова:

анализ медиатекстов, медиаграмотность, фрейм, сотрудничество, международные отношения

Аннотация

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в настоящее время внимание широкой аудитории приковано к тем политическим процессам и событиям, которые происходят на мировой арене. Средства массовой информации являются транслятором мировой политики, формирующим общественное мнение. Будучи инструментами манипуляции в руках различных политических акторов, средства массовой информации навязывают обществу определённый взгляд на те или иные события, что, в свою очередь, способствует формированию определённого мнения и принятию политических решений. В современных условиях особенно важно уметь распознавать манипулятивные инструменты, используемые в медиаресурсах, и критически оценивать публикуемую информацию. Это позволяет формировать независимое мнение и принимать обоснованные решения в отношении международных событий. Данную задачу решает анализ медиаконтента, который позволяет извлекать информацию из медиатекстов, обеспечивая более глубокое понимание как явных идей, так и скрытых смыслов и коммуникативных намерений авторов публикаций.  
В данной работе описывается стратегия анализа медиатекстов на примере англоязычных медиаресурсов. Приводится обзор теоретических положений, которые положены в основу авторской концепции предлагаемой стратегии анализа. Одной из главных профессиональных сфер практического применения разработанной стратегии является высшее образование. Анализ политических текстов, опубликованных в зарубежных медийных источниках, может быть использован в качестве образовательного инструмента на занятиях по английскому языку для студентов специальности «Международные отношения», так как данный метод не только развивает иноязычную коммуникативную компетенцию, но и компетенции, необходимые профессионалам в области международных отношений, такие как навыки медиаграмотности, критическое мышление и осведомлённость о вопросах, которые в настоящее время наиболее волнуют международное сообщество.   

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Ольга Константиновна Титова, Дальневосточный федеральный университет

    Кандидат филологических наук, доцент, доцент Академического департамента английского языка

  • Александра Владимировна Ерёменко, Дальневосточный федеральный университет

    Кандидат филологических наук, доцент Академического департамента английского языка

Библиографические ссылки

1. Buckingham D., Sefton-Green J. Making sense of the media: from reading to culture // Teaching English / ed. by S. Brindley. London, New York: Routledge, 1993. P. 98–104.

2. Djelloul K.H., Melouk M. Meeting students’ needs: ESP teaching at the department of political sciences // African Educational Research Journal. 2022. Vol. 10(2). P. 150–160.

3. Domke D., Shah D., Wackman D. Rights and morals, issues, and candidate integrity: insights into role of the news media // Political Psychology. 2000. Vol. 21(4). P. 641–663.

4. Entman R.M. Framing: toward clarification of a fractured paradigm // Journal of Communication. 1993. Vol. 43(4). P. 51–58.

5. Ghassemi R., Hemmatgosha Z. Language in media: a tool for expressing political views // Advances in Language and Literary Studies. 2019. Vol. 10(5). P. 28–35.

6. Goffman E. Frame analysis: an essay on the organization of experience. Boston: Northeastern University Press, 1986. 586 p.

7. Media Framing. URL: https://archive.pagecentertraining.psu.edu/public-relations-ethics/-media-framing-and-ethics/medias-agenda-setting-role/media-framing/ (дата обращения: 04.12.2024).

8. Olivas Osuna J.J., Jorge‐Botana G., Martinez‐Huertas J.A., Olmos Albacete R., Martínez-Mingo A. Quantifying the ideational context: political frames, meaning trajectories and punctuated equilibria in Spanish mainstream press during the Catalan nationalist challenge // Political Research Exchange. 2023. Vol. 5(1). P. 1–33. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/2474736X.2023.2287036 (дата обращения: 05.12.2024).

9. Semetko H., Valkenburg P. Framing European politics: a content analysis of press and television news // Journal of Communication. 2020. Vol. 50(2). P. 93–109.

10. Stone P.J., Dunphy D.C., Smith M.S., Ogilvie D.M. The General inquirer: a computer approach to content analysis. Cambridge: MIT Press, 1996. 651 p.

11. Vincze H.O., Balaban D.C. The Evolution of crisis frames in the European Commission’s Institutional Communication (2003–2022) // Media and Communication. 2024. Vol. 12. P. 1–19.

Загрузки

Опубликован

03-04-2025

Выпуск

Раздел

5.9.8. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ, ПРИКЛАДНАЯ И СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА

Как цитировать

[1]
2025. Анализ медиатекстов: стратегия и практическое применение. Дальневосточный филологический журнал. 3, 1 (Apr. 2025), 128–135. DOI:https://doi.org/10.24866/2949-2580/2025-1/128-135.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)