Анализ медиатекстов: стратегия и практическое применение
DOI:
https://doi.org/10.24866/2949-2580/2025-1/128-135Ключевые слова:
анализ медиатекстов, медиаграмотность, фрейм, сотрудничество, международные отношенияАннотация
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в настоящее время внимание широкой аудитории приковано к тем политическим процессам и событиям, которые происходят на мировой арене. Средства массовой информации являются транслятором мировой политики, формирующим общественное мнение. Будучи инструментами манипуляции в руках различных политических акторов, средства массовой информации навязывают обществу определённый взгляд на те или иные события, что, в свою очередь, способствует формированию определённого мнения и принятию политических решений. В современных условиях особенно важно уметь распознавать манипулятивные инструменты, используемые в медиаресурсах, и критически оценивать публикуемую информацию. Это позволяет формировать независимое мнение и принимать обоснованные решения в отношении международных событий. Данную задачу решает анализ медиаконтента, который позволяет извлекать информацию из медиатекстов, обеспечивая более глубокое понимание как явных идей, так и скрытых смыслов и коммуникативных намерений авторов публикаций.
В данной работе описывается стратегия анализа медиатекстов на примере англоязычных медиаресурсов. Приводится обзор теоретических положений, которые положены в основу авторской концепции предлагаемой стратегии анализа. Одной из главных профессиональных сфер практического применения разработанной стратегии является высшее образование. Анализ политических текстов, опубликованных в зарубежных медийных источниках, может быть использован в качестве образовательного инструмента на занятиях по английскому языку для студентов специальности «Международные отношения», так как данный метод не только развивает иноязычную коммуникативную компетенцию, но и компетенции, необходимые профессионалам в области международных отношений, такие как навыки медиаграмотности, критическое мышление и осведомлённость о вопросах, которые в настоящее время наиболее волнуют международное сообщество.
Скачивания
Библиографические ссылки
1. Buckingham D., Sefton-Green J. Making sense of the media: from reading to culture // Teaching English / ed. by S. Brindley. London, New York: Routledge, 1993. P. 98–104.
2. Djelloul K.H., Melouk M. Meeting students’ needs: ESP teaching at the department of political sciences // African Educational Research Journal. 2022. Vol. 10(2). P. 150–160.
3. Domke D., Shah D., Wackman D. Rights and morals, issues, and candidate integrity: insights into role of the news media // Political Psychology. 2000. Vol. 21(4). P. 641–663.
4. Entman R.M. Framing: toward clarification of a fractured paradigm // Journal of Communication. 1993. Vol. 43(4). P. 51–58.
5. Ghassemi R., Hemmatgosha Z. Language in media: a tool for expressing political views // Advances in Language and Literary Studies. 2019. Vol. 10(5). P. 28–35.
6. Goffman E. Frame analysis: an essay on the organization of experience. Boston: Northeastern University Press, 1986. 586 p.
7. Media Framing. URL: https://archive.pagecentertraining.psu.edu/public-relations-ethics/-media-framing-and-ethics/medias-agenda-setting-role/media-framing/ (дата обращения: 04.12.2024).
8. Olivas Osuna J.J., Jorge‐Botana G., Martinez‐Huertas J.A., Olmos Albacete R., Martínez-Mingo A. Quantifying the ideational context: political frames, meaning trajectories and punctuated equilibria in Spanish mainstream press during the Catalan nationalist challenge // Political Research Exchange. 2023. Vol. 5(1). P. 1–33. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/2474736X.2023.2287036 (дата обращения: 05.12.2024).
9. Semetko H., Valkenburg P. Framing European politics: a content analysis of press and television news // Journal of Communication. 2020. Vol. 50(2). P. 93–109.
10. Stone P.J., Dunphy D.C., Smith M.S., Ogilvie D.M. The General inquirer: a computer approach to content analysis. Cambridge: MIT Press, 1996. 651 p.
11. Vincze H.O., Balaban D.C. The Evolution of crisis frames in the European Commission’s Institutional Communication (2003–2022) // Media and Communication. 2024. Vol. 12. P. 1–19.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 1. Автор (авторы) несет (несут) ответственность за содержание рукописи этой статьи. 2. Автор (авторы) дает (дают) согласие на обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», а также на публикацию статьи в открытом доступе и передачу всех необходимых сведений в наукометрические базы данных. 4. Автор (авторы) подтверждает (подтверждают), что материалы не были опубликованы ранее и в настоящее время рукопись статьи не находится на рассмотрении редакционной коллегии другого издания. 5. Автор (авторы) подтверждает (подтверждают) отсутствие конфликта интересов.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.