Механизм развития коммуникативных компетенций у преподавателей инженерных дисциплин

Авторы

  • Андрей Иванович Попов Тамбовский государственный технический университет (Тамбов, Россия)

Ключевые слова:

система повышения квалификации преподавателей, инженерное образование, педагогическая психология, коммуникации, цифровизация обучения

Аннотация

В статье проанализировано состояние инженерного образования и выделены три проблемных момента, снижающие его качество в настоящее время: слабый уровень осознанности профессионального самоопределения обучающихся, неготовность в полном объеме использовать потенциал цифровизации образования, недостаточная подготовленность педагогического коллектива к установлению эффективной коммуникации в образовательном процессе. Доказана значимость универсальных способностей и коммуникативных компетенций в процессе профессиональной реализации современного специалиста. Исследование проводилось на основе аксиологического, компетентностного и деятельностного методологических подходов. Также использовались структурно-функциональный и системно-деятельностный подходы. Обоснована значимость коммуникации при взаимодействии участников образовательного процесса для формирования духовно-нравственных и профессионально-важных качеств специалиста. Описан проект ЭРАЗМУС-ENTER, направленный на повышение профессиональной готовности преподавателей технических вузов к эффективной педагогической деятельности в современных условиях. Приведено содержание дисциплины «Педагогическая психология и коммуникация», направленной на подготовку преподавателя к организации воспитывающего обучения средствами технических дисциплин, формирования навыков содействия обучающимся в выборе целевых ориентиров в профессии и жизни, проявления активной гражданской позиции и включения в общественную жизнь. Цифровизация образования предопределяет создание условий для неформального развития коммуникативных компетенций на основе использования цифровых ресурсов. Интенсивное развитие коммуникативных компетенций преподавателей инженерных дисциплин предполагает построение образовательного процесса на основе более полной индивидуализации обучения, усиления его деятельностного характера и творческой направленности. В статье предложен комплекс мероприятий, направленный на совершенствование системы повышения квалификации и развития коммуникативных компетенций посредством индивидуализации образовательной траектории, изменения структуры образовательного процесса и использования импульсных технологий обучения

Биография автора

  • Андрей Иванович Попов, Тамбовский государственный технический университет (Тамбов, Россия)

    кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по учебно-методической работе Многопрофильного колледжа

Загрузки

Опубликован

03-04-2023

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Как цитировать

Механизм развития коммуникативных компетенций у преподавателей инженерных дисциплин. (2023). Социальная компетентность, 8(1), 88-100. https://journals.dvfu.ru/Sociacom/article/view/768