Социально-педагогический контекст формирования социокультурной идентичности школьников
DOI:
https://doi.org/10.24866/2658-5855/2025-1/6-13Ключевые слова:
социокультурная идентичность, педагогическое управление, социально-педагогический контекст, социокультурная реальность, глубинный анализАннотация
Успешность решения задачи формирования социокультурной идентичности школьников определяется полноценным учётом социально-педагогического контекста. Современные педагогические исследования, как правило, концентрируют внимание на социально-педагогических условиях, выделяемых в соответствии с решаемой конкретной, по большей части научно-методической, задачей. Глубинный анализ социально-педагогического контекста формирования социокультурной идентичности школьников встречается значительно реже. В статье поднимается проблема использования глубинного анализа для выявления ключевых особенностей социально-педагогического контекста рассматриваемого процесса, и иллюстрируются его возможности на примере соотнесения социально-педагогического контекста формирования социокультурной идентичности школьников и особенностей социокультурной реальности, в которой этот процесс разворачивается.
Скачивания
Библиографические ссылки
1. Мудрик А.В. Социально-педагогические проблемы социализации: монография. Москва: МПГУ, 2016. 247 с. EDN: CGZPJE
2. Мудрик А.В. Воспитание как составная часть процесса социализации // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. № 3(10). С. 7–24. EDN: JXKMTV
3. Куприянов Б.В. Теория и методика социального воспитания школьников в учреждениях дополнительного образования детей: монография. Кострома: Ред.-изд. отд. КОИРО, 2009. 423 с.
4. Воропаев М.В. Социальное воспитание в военизированных учебных заведениях: монография. Москва: Academia, 2009. 343 с.
5. Ромм Т.А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов. Новосибирск: Наука, 2007. 380 с. EDN: QOHXWR
6. Гарашкина Н.В. Технологии социально-педагогической работы с молодёжью: сущность, группы, принципы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т. 20, № 11(151). С. 57–66. EDN: VDMJHH
7. Липский И.А. Технологический потенциал социально-педагогической деятельности // Педагогика. 2004. № 9. С. 34–41.
8. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. Москва: НИИ школьных технологий, 2005. 175 с.
9. Бахарев В.В., Дёмина В.А. Проблема социокультурной идентичности и самоидентификации членов сетевых сообществ // Диагностика и прогнозирование социальных процессов: материалы всероссийской научно-практической конференции, Белгород, 18–19 октября 2018 года. Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2018. С. 55–60. EDN: NJFUAM
10. Дёмин И.В. Социокультурная идентичность в постметафизическом контексте // Культура. Духовность. Общество. 2016. № 23. С. 129–134. EDN: VWOGID
11. Гам А.В. Подготовка педагогов к работе по развитию социокультурной идентичности школьников // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. Ст. 214. EDN: ZQNIJX
12. Шарифьянова Р.Р. Роль музейной педагогики в развитии социокультурной идентичности молодёжи // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 4. С. 111–115. EDN: LWFFKM
13. Орлова Э.А. Социокультурная реальность: к определению понятия // Культура культуры. 2024. № 1. С. 12–24. EDN: NKPUEU
14. Писаный Д.М. Социокультурная идентичность школьников и средства её формирования в предметном поле истории и обществознания: монография. Донецк: Фолиант, 2024. 384 с.
15. Митрошенков О.А. Смена идентичности как социокультурный проект: управленческие контексты (социально-философский анализ) // Вопросы социальной теории. 2011. Т. 5. С. 242–261.
16. Бабинцев В.П., Гайдукова Г.Н., Шаповал Ж.А. Консолидация регионального сообщества в глокальной социальной реальности: социокультурные ограничения // Экономические перемены: факты, тенденции, прогноз. 2023. Т. 16, № 1. С. 186–207. DOI: https://doi.org/10.15838/esc.2023.1.85.10
17. Шакурова М.В. Парадигмальный сдвиг в воспитании: влияние информатизации и цифровизации // Теория и практика современного воспитания и обучения: материалы международной научно-практической конференции (г. Воронеж, 06 апреля 2023 г.). Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2023. С. 210–214. EDN: VZJUDT
18. Соколов Е.Г. Информационная/цифровая эпоха. Предварительная разметка. К постановке проблемы // Философская аналитика цифровой эпохи: сб. науч. ст. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2020. С. 7–37. EDN: EYKJFJ
19. Баранов А.Е. Интернет-психология. Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2012. 264 с.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Марина Викторовна Шакурова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.