Специфика влияния опыта научно-исследовательской деятельности, получаемого будущими учителями в вузе, на их научно-исследовательскую активность в профессии
DOI:
https://doi.org/10.24866/2658-5855/2023-2/20-28Ключевые слова:
учителя, образование, профессиональный стаж, высшее образованиеАннотация
Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед учителями задачу подготовки учащихся к проектной и учебно-исследовательской деятельности. Учителя обретают опыт проектирования и научного исследования в процессе получения профессионального образования, участвуя в научных и методических конференциях, подготавливая курсовую, дипломную работы, магистерское исследование. На данный момент недостаточно исследовано в какой степени получаемый будущими учителями опыт оказывает влияние на их активность в данной сфере на этапе профессиональной деятельности, что и является проблемой рассмотрения в данной статье. В исследовании используются методы теоретические (анализ, синтез) и эмпирические (анкетирование, корреляционный анализ, статистический критерий Н. Крускала-Уоллиса). Результаты исследования показывают, что наличие и характеристика связи опыта научно-исследовательской деятельности, получаемого будущими учителями в вузе, с их научно-исследовательской активностью в профессии определяется профессиональным стажем учителей.
Учителя, чей стаж выше 20 лет, которые активно занимались наукой в вузе, в большей степени склонны считать, что научно-исследовательская деятельность является частью их профессиональной деятельности и она у них более разнообразна, они принимают участие в организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Учителя со стажем менее 5 лет, проявившие активность в научно-исследовательской деятельности на этапе обучения в вузе, статистически значимо чаще отмечают, что продолжают заниматься данной деятельностью в образовательной организации. Ответы учителей со стажем 5–10 лет и 10–20 лет статистически значимую корреляционную связью не показали.
Анализ данных анкетирования позволяет предположить, что поддержание и повышение активности учителей в области научно-исследовательской деятельности требует со стороны руководства образовательного учреждения организационно-управленческих решений, а также предположить, что повышение квалификации и переподготовку педагогического коллектива нужно осуществлять на программах, где написание выпускной квалификационной работы является обязательным условием получения сертификата. Данные предположения требуют отдельного исследования.