Специфика влияния опыта научно-исследовательской деятельности, получаемого будущими учителями в вузе, на их научно-исследовательскую активность в профессии

Авторы

  • Вячеслав Владимирович Кравцов Дальневосточный федеральный университет (Владивосток, Россия)

DOI:

https://doi.org/10.24866/2658-5855/2023-2/20-28

Ключевые слова:

учителя, образование, профессиональный стаж, высшее образование

Аннотация

Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед учителями задачу подготовки учащихся к проектной и учебно-исследовательской деятельности. Учителя обретают опыт проектирования и научного исследования в процессе получения профессионального образования, участвуя в научных и методических конференциях, подготавливая курсовую, дипломную работы, магистерское исследование. На данный момент недостаточно исследовано в какой степени получаемый будущими учителями опыт оказывает влияние на их активность в данной сфере на этапе профессиональной деятельности, что и является проблемой рассмотрения в данной статье. В исследовании используются методы теоретические (анализ, синтез) и эмпирические (анкетирование, корреляционный анализ, статистический критерий Н. Крускала-Уоллиса). Результаты исследования показывают, что наличие и характеристика связи опыта научно-исследовательской деятельности, получаемого будущими учителями в вузе, с их научно-исследовательской активностью в профессии определяется профессиональным стажем учителей.

Учителя, чей стаж выше 20 лет, которые активно занимались наукой в вузе, в большей степени склонны считать, что научно-исследовательская деятельность является частью их профессиональной деятельности и она у них более разнообразна, они принимают участие в организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Учителя со стажем менее 5 лет, проявившие активность в научно-исследовательской деятельности на этапе обучения в вузе, статистически значимо чаще отмечают, что продолжают заниматься данной деятельностью в образовательной организации. Ответы учителей со стажем 5–10 лет и 10–20 лет статистически значимую корреляционную связью не показали.

Анализ данных анкетирования позволяет предположить, что поддержание и повышение активности учителей в области научно-исследовательской деятельности требует со стороны руководства образовательного учреждения организационно-управленческих решений, а также предположить, что повышение квалификации и переподготовку педагогического коллектива нужно осуществлять на программах, где написание выпускной квалификационной работы является обязательным условием получения сертификата. Данные предположения требуют отдельного исследования.

Биография автора

  • Вячеслав Владимирович Кравцов, Дальневосточный федеральный университет (Владивосток, Россия)

    кандидат педагогических наук, доцент, доцент Департамента педагогики и психологии развития Школы педагогики 

Библиографические ссылки

Ветрова Т.В. Учебно-исследовательская деятельность учащихся средней школы: проблемы и решения // International journal of professional science. 2022. № 5. С. 23–32. https://doi.org/10.54092/25421085_2022_5_23 Vetrova T.V. (2022) Research and project activities of high school students: problems and solutions. International journal of professional science. No. 5. P. 23–32. (In Russ.). https://doi.org/10.54092/25421085_2022_5_23

Коростелева С.Г. Организация научно-исследовательской работы в подготовке будущего учителя // Гуманитарные исследования Центральной России. 2018. № 4(9). С. 56–62. EDN: MLEUJN Korosteleva S.G. (2018) Organization of research work in the preparation of future teachers. Humanities researches of the Central Russia. No. 4(9). P. 56–62. (In Russ.).

Куклина М.В., Труфанов А.И., Уразова Н.Г., Бондарева А.В. Анализ внедрения проектного обучения в российских вузах // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. https://doi.org/10.17513/spno.31320 Kuklina M.V., Trufanov A.I., Urazova N.G., Bondareva A.V. (2021) Analysis of the implementation of projectbased learning in Russian universities. Modern problems of science and education. No. 6. (In Russ.). https://doi.org/10.17513/spno.31320

Полякова Е.В. Сравнительная характеристика образовательного процесса в контексте формального, неформального и информального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65–3. С. 105–107. EDN: MCCMOV Polyakova E.V. (2019) Comparative characteristics of the educational process in the context of formal, informal and informal education. Problems of modern pedagogical education. No. 65–3. P. 105–107. (In Russ.).

Проектное обучение: практики внедрения в университетах / под ред. Л.А. Евстратовой [и др.]. Москва: Издательский дом ВШЭ, 2018. 150 с. Evstratova L.A., ed. (2018) Project-based learning: implementation practices in universities. Moscow, HSE Publishing House, 150 p. (In Russ.).

Сайтбагина Л.А. Инновационная деятельность педагога в контексте проблемно-концентрированного обучения студентов вуза: методологический аспект // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 1(37). С. 60–66. EDN: ZPMXHD Sajtbagina L.A. (2020) Teacher's innovation activity in the context of problem-concentrated training of university students: methodological aspect. Professional Education in Russia and Abroad. No. 1(37). P. 60–66. (In Russ.).

Загрузки

Опубликован

28-12-2023

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Как цитировать

Специфика влияния опыта научно-исследовательской деятельности, получаемого будущими учителями в вузе, на их научно-исследовательскую активность в профессии. (2023). Социальная компетентность, 8(2), 20-28. https://doi.org/10.24866/2658-5855/2023-2/20-28