Личностные корреляты возрастно-статусного самосознания подростков

Авторы

  • Фаина Андреевна Швец Дальневосточный федеральный университет (Владивосток, Россия)

DOI:

https://doi.org/10.24866/2658-5855/2023-2/38-46

Ключевые слова:

подростковое самосознание, чувство взрослости, нежелание взрослеть, возрастно-статусное самосознание, личностные черты, дифференциальная психология

Аннотация

Усложнение протекания процесса взросления подростков в условиях современного общества создает условия для актуальности психологических исследований индивидуальных вариаций этого процесса. Целью данного исследования стало эмпирическое изучение личностных характеристик подростков с разными типами возрастно-статусного самосознания. На выборке 236 школьников 12–17 лет с применением личностных адаптированных опросников 16HSPQ, Big5 и авторского опросника «Возрастно-статусное самосознание подростка» было выявлено, что подростки с разными типами возрастно-статусного самосознания характеризуются разными личностными чертами. 

Биография автора

  • Фаина Андреевна Швец, Дальневосточный федеральный университет (Владивосток, Россия)

    психолог отделения клинической психологии и психотерапии консультативной поликлиники для взрослых «Университетская поликлиника» Медицинского комплекса

Библиографические ссылки

Леонтьев Д. А., Калитеевская Е.Р., Осин Е.Н. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. Смысл М, 2011. С. 611–641. Leontiev D.A., Kaliteevskaya E.R., Osin E.N. (2011) Personal potential during the transition from childhood to adulthood and the formation of self-determination. Personal potential: structure and diagnostics. Ed. D.A. Leontyev. Smysl M. P. 611–641. (In Russ.).

Новгородцева А.П. Переживание подростками «чувства взрослости» // Психологическая наука и образование. 2006. № 2. С. 39–52. Novgorodtseva A.P. (2006) Teenagers’ experience of the “feeling of adulthood”. Psychological Science and Education. No. 2. P. 39–52. (In Russ.).

Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 5–10. https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050201 Polivanova K.N. (2016) Childhood in a changing world. Modern foreign psychology. Vol. 5. No. 2. P. 5–10. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050201

Поливанова К. Н., Бочавер А. А., Нисская А. К. Взросление пятиклассников: 1960-е vs 2010-е // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 185–205. Polivanova K.N., Bochaver A.A., Nisskaya A.K. (2017) Growing up of fifth-graders: 1960s vs 2010s. Issues of Education. No. 2. P. 185–205. (In Russ.).

Рукавишников А.А., Соколова М.В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла – 95: Руководство по использованию. Санкт-Петербург: ГП «Иматон», 1995. 167 с. Rukavishnikov A.A., Sokolova M.V. (1995) Factorial personality questionnaire by R. Cattell – 95: Instructions for use. Saint-Petersburg, State Enterprise “Imaton”. 167 p. (In Russ.).

Сергиенко Е.А. Субъективный возраст в контексте системно-субъектного подхода // Учёные записки Казанского университета. Гуманитарные науки. 2011. Т. 153(5). Sergienko E.A. (2011) Subjective age in the context of the system-subject approach. Scientific notes of Kazan University. Humanitarian sciences. Vol. 153(5). (In Russ.).

Сергиенко Е.С. Субъективный и хронологический возраст человека // Психологические исследования. 2013. № 6(30). https://doi.org/10.54359/ps.v6i30.689 Sergienko E.S. (2013). Subjective and chronological age of a person. Psychological Research. No. 6(30). (In Russ.). https://doi.org/10.54359/ps.v6i30.689

Терещенко В.В., Чуб И.М. Индивидуально-психологические характеристики взросления в подростковом периоде онтогенеза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. Вып. 3(31). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-230-239 Tereshchenko V.V., Chub I.M. (2019) Individual and Psychological Characteristics of Adulting in Adolescent Ontogenesis Period. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology. Vol. 8. Iss. 3(31). Р. 230–239. (In Russ.). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-230-239

Толстых Н.Н. Современное взросление / Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 4. С. 7–24. https://doi.org/10.17759/cpp.2015230402 Tolstykh N.N. (2015) Modern growing up / Counseling psychology and psychotherapy. Vol. 23. No. 4. P. 7–24. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/cpp.2015230402

Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: учеб.-метод. пособие Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2000. 23 с. Khromov A.B. (2000) Five-factor personality questionnaire. Kurgan, Kurgan State University Publishing House, 23 p. (In Russ.).

Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е изд. СПб.: Питер, 2010. 607 с. Kjell L., Ziegler D. (2010) Theories of personality. 3rd ed. St. Petersburg, Peter, 607 pp. (In Russ.).

Arnett J.J. (2019) Emerging Adulthood: The Winding Road from the Late Teens Through the Twenties. 2nd ed. Oxford University Press. http://dx.doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199929382.001.0001

Benson J.E., Johnson M.K. (2009) Adolescent Family Context and Adult Identity Formation. Journal Family Issues. Vol. 30. No. 9. P. 1265–1286. URL: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2806681/

Costa P.T.-Jr., McCrae R.R. (2008) The NEO Inventories. In: Archer R.P., Smith S.R. (eds.). Personality assessment. Routledge/Taylor & Francis Group. P. 213–245.

Norman, W.T. (1963) Toward an adequate taxonomy of personality attributes: Replicated factor structure in peer nomination personality ratings. Journal of Abnormal and Social Psychology. Vol. 66. Р. 574–583.

Twenge J.M., Campbell W. K. (2018) Cultural Individualism Is Linked to Later Onset of Adult-Role Responsibilities Across Time and Regions. Journal of Cross-Cultural Psychology. Vol. 49. No. 4. Р. 673–683.

Загрузки

Опубликован

28-12-2023

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Как цитировать

Личностные корреляты возрастно-статусного самосознания подростков. (2023). Социальная компетентность, 8(2), 38-46. https://doi.org/10.24866/2658-5855/2023-2/38-46