Проектирование процесса развития сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников

Авторы

  • Нина Николаевна Савельева Дальневосточный федеральный университет (Владивосток, Россия)

DOI:

https://doi.org/10.24866/2658-5855/2023-2/29-37

Ключевые слова:

сюжетно-ролевая игра, проектирование, развитие сюжетно-ролевой игры, современный дошкольник

Аннотация

Результаты современных исследований свидетельствует о том, что игра «уходит» из жизни дошкольника, вытесняется телевидением, интернетом, стремлением взрослых к раннему развитию детей. В связи с этим наблюдается снижение уровня развития сюжетно-ролевой игры. Цель исследования заключается в изучении понимания педагогами дошкольных учреждений, что значит проектировать развитие сюжетно-ролевой игры, и в разработке модели руководства развитием сюжетно-ролевой игры. В исследовании приняли участие 324 педагога дошкольных учреждений Владивостока и Приморского края. Результаты свидетельствуют о том, что сюжеты игр современных дошкольников отражают преимущественно бытовую сторону жизни; воспитатели затрудняются в проектировании образовательного процесса по развитию сюжетно-ролевой игры; представления педагогов о процессе руководства развитием сюжетно-ролевой игры носят отрывочный, фрагментарный характер. Для решения выявленных проблем нами разработана модель руководства развитием сюжетно-ролевой игры. Статья может быть полезна педагогам дошкольного образования, интересующимся проблемой проектирования развития сюжетно-ролевой игры.

Биография автора

  • Нина Николаевна Савельева, Дальневосточный федеральный университет (Владивосток, Россия)

    кандидат педагогических наук, доцент, доцент департамента педагогики и психологии развития

Библиографические ссылки

Абдулаева Е.А., Алиева Д.А. Развитие свободной игры дошкольников в условиях недирективного сопровождения // Современное дошкольное образование. 2020. № 6(102). С. 32–46. Abdulaeva E.A., Alieva D.A. (2020) Development of free play of preschoolers in conditions of non-directive support. Modern preschool education. No. 6(102). P. 32–46. (In Russ.).

Белобрыкина О.А. Ребенок вне игры: трансформации игровой деятельности в современном детстве. Современное дошкольное образование. 2021. № 3(105). С. 24–32. Belobrykina O.A. (2021) The child is out of play: transformations of play activity in modern childhood. Modern preschool education. No. 3(105). P. 24–32. (In Russ.).

Гударева О.В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников: дис. … канд. псих. наук: 19.00.13. Москва, 2005. 155 с. Gudareva O.V. (2005) Psychological features of the role-playing game of modern preschoolers. Thesis of Candidate of Psychological Sciences. Moscow, 155 p. (In Russ.).

Епачинцева Н.Д. Организация развивающей среды в ДОУ: автореф. дис. … канд. пед. наук. Белгород: БГУ, 2011. 21 с. Epachinceva N.D. (2011). Organization of the developmental environment in preschool educational institutions. Abstract of Thesis of Candidate of Pedagogical Sciences. Belgorod, BGU, 21 p. (In Russ.).

Комлев С.М. Педагогическое проектирование: специфика, технология, результат. URL: http://www.rusnauka.com/25_NNP_2009/Pedagogica/50218.doc.htm (дата обращения: 14.10.2023) Komlev S.M. Pedagogical design: specifics, technology, result. URL: http://www.rusnauka.com/25_NNP_2009/Pedagogica/50218.doc.htm – 14.10.2023. (In Russ.).

Кравцова Е.Е. Воспитание волшебников. Москва: Левъ, 2019. 300 с. Kravcova E.E. (2019) Raising wizards. Moscow, Lev Publ., 300 p. (In Russ.).

Невзоров М.Н. Научно-методические основы проектирования школы-жизни: практико-ориентированная монография / М-во образования и науки РФ, Хабар. гос. пед. ун-т. 2-е изд. Владивосток: ДВФУ, 2015. 256 с. Nevzorov M.N. (2015) Scientific and methodological foundations of school-life design. 2nd ed. Vladivostok, FEFU, 256 p. (In Russ.).

Попов А.А. Что такое на самом деле проектно-исследовательская деятельность в образовании и в подготовке кадров. https://kipk.ru/news/2131 (дата обращения: 15.11.2023). Popov A.A. What exactly is design and research activity in education and personnel training? URL: https://kipk.ru/news/2131 – 15.11.2023. (In Russ.).

Семенова А.В., Иванова З.В., Тарасевич Г.Р. Основные акценты развития сюжетно-ролевой игры современных детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2023. № 4(451). С. 183–185. Semenova A.V., Ivanova Z.V., Tarasevich G.R. (2023 The main accents of the development of role-playing games in modern children of senior preschool age. Young scientist. No. 4(451). P. 183–185. (In Russ.).

Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Исследование уровня развития сюжетной игры дошкольников в московских детских садах // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2012. № 2. С. 57–59. Smirnova E.O., Rjabkova I.A. (2012) Study of the level of development of story-based play of preschoolers in Moscow kindergartens. Modern preschool education. Theory and practice. No. 2. P. 57–59. (In Russ.).

Смирнова Е.О., Соколова М.В. Право на игру: новый комментарий к статье 31 конвенции о правах ребенка // Психологическая наука и образование. 2013. Т. 18. № 1. С. 5–10. Smirnova E.O., Sokolova M.V. (2013) The right to play: a new commentary on Article 31 of the Convention on the Rights of the Child. Psychological Science and Education. Vol.18. No. 1. P. 5–10. (In Russ.).

Рябкова И.А., Смирнова Е.О., Шеина Е.Г. Возрастные особенности ролевой игры дошкольников в условиях открытой предметной среды // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 6. C. 75–84. Rjabkova I.A., Smirnova E.O., Sheina E.G. (2018) Age-related features of role-playing play for preschoolers in an open subject environment. Psychological Science and Education. Vol. 23. No. 6. P. 75–84. (In Russ.).

Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения детства и актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. Санкт-Петербург: СПбГУП, 2011. 36 с. Feldshtejn D.I. (2011) Profound changes in childhood and actualization of psychological and pedagogical problems of educational development. Saint Petersburg, SPbGUP, 36 p. (In Russ.).

Щедровицкий П.Г. Лекция о метаметодологии проектирования. URL: http://www.shkp.ru/lib/archive/second/2001-1/4 (дата обращения: 15.11.2023). SHCHedrovickij P.G. Lecture on meta-methodology of design. URL: http://www.shkp.ru/lib/archive/second/2001-1/4 – 15.11.2023 (In Russ.).

Эльконинова Л.И. Психологи игры и сказки. Хрестоматия. Москва: Психологическая электронная библиотека, 2008. 85 с. Elkoninova L.I. (2008) Psychologists games and fairy tales. Moscow, Psihologicheskaja jelektronnaja biblioteka Publ., 85 p. (In Russ.).

Загрузки

Опубликован

28-12-2023

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Как цитировать

Проектирование процесса развития сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников. (2023). Социальная компетентность, 8(2), 29-37. https://doi.org/10.24866/2658-5855/2023-2/29-37