Применение метода проектов для формирования патриотических установок у школьников

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.24866/2658-5855/2024-2/6-18

Ключевые слова:

патриотическое воспитание, метод проектов, школьное образование, культурные ценности, гражданская идентичность, историческое наследие, образовательная методология

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования патриотических установок у школьников с акцентом на использовании метода проектов в образовательной деятельности. Цель исследования – обобщение существующего опыта и разработка теоретической модели патриотического воспитания, ориентированной на углубленное изучение истории и культуры родного края. Анализ проведен на основе культурно-исторического подхода и включает сравнение различных методов патриотического воспитания, с акцентом на преимущества проектного метода для осознанного формирования гражданских и культурных ценностей. Методы исследования включают контент-анализ научных публикаций, сравнительный и интерпретационный анализ, а также метод моделирования. Результаты подтверждают, что метод проектов, интегрированный в образовательный процесс, способствует более глубокому осознанию учащимися ценности культурного наследия, формирует у них уважение к историческим достижениям и усиливает чувство социальной ответственности. Ключевым выводом является то, что проектная методика позволяет достичь устойчивого патриотического воспитания через активное вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность. В отличие от традиционных подходов, предложенная методика учитывает локальный культурный контекст, что делает ее эффективной и адаптируемой для использования в различных регионах. Новизна статьи заключается в теоретической систематизации и моделировании проектного метода как средства патриотического воспитания, что предоставляет базу для дальнейших эмпирических исследований и практического применения в образовательных учреждениях. 

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Евгений Николаевич Бояров, Сахалинский государственный университет

    Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности

Библиографические ссылки

Ларина Т.В., Кораблин И.И., Суханова А.С. Метод проектов как средство формирования патриотических ценностей курсантов военных вузов // THEORIA: педагогика, экономика, право. 2021. № 3(4). С. 38–44. DOI: https://doi.org/10.51635/27129926_2021_3_38

Горяинова А.М. Метод проектов как средство патриотического воспитания будущих специалистов // Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия Педагогические науки. Образование. 2020. Т. 47. № 3. С. 8–12. EDN: SIREXG

Новокшонова Д.М., Корончик В.Г. Метод проектов как современная технология патриотического воспитания // Севастополь – Сталинград: одна война, одна история. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Севастополь, 2022. С. 223–226. EDN: UDMEZY

Земскова А.А. Оценка эффективности существующих методов патриотического воспитания подростков и молодежи РФ на примере федерального проекта «Патриотическое воспитание» до 2024 года // Молодежная Неделя Науки. Санкт-Петербург, 2022. С. 26–28. EDN: IGRYAR

Джуматаева В.Д. Духовно-патриотическое воспитание школьников через применение метода проектов на уроках иностранного языка // Диалог культур – диалог о мире и во имя мира. Комсомольск-на-Амуре, 2023. С. 106–115. EDN: SRJYLI

Сивкова Ю.С., Кувалдина Е.А. Проект «Живая память» как средство патриотического воспитания подростков // Общество. Наука. Инновации (НПК–2022). Сборник статей. Киров, 2022. С. 748–757. EDN: EAZYYA

Минакова А.С., Мордвина Н.Д. Сохранение межнациональной исторической памяти как метод формирования толерантности молодежи на примере патриотического проекта «Единство народов – сила поколений» // Воспитание как стратегический национальный приоритет. Екатеринбург, 2021. С. 377–381. DOI: https://doi.org/10.26170/Kvnp-2021-03-88

Дорохова Е.С. Проект «Подвиг педагогов и выпускников УрГПУ – участников локальных войн» как средство гражданско-патриотического воспитания молодежи // Актуальные проблемы социогуманитарного образования. Екатеринбург, 2021. С. 9–13. EDN: TTSBGU

Бережная О.В., Коблева А.Л. Технология событийного подхода к формированию чувства патриотизма // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024. № 2(101). С. 158–164. DOI: https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.2.19

Кровякова Н.Е. Патриотическое воспитание школьников на уроках иностранного языка с использованием проектной деятельности // Современные проблемы лингводидактики. Рязань, 2020. С. 55–59. EDN: GXQNGS

Щетинин Д.Г. Возможности социального педагога по реализации патриотического воспитания подростков // Новая наука: от идеи к результату. 2024. № 6. С. 150–156. EDN: VHFMUK

Мизюрова Э.Ю. Технология проектной деятельности в контексте развития патриотического воспитания обучающихся // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания. Чебоксары, 2022. С. 97–99. EDN: CFGRQA

Алиева С.А., Алиева С.Т., Идрисова П.Г., Сулейманова Р.В. Метод социального проекта как важное средство воспитания патриотизма у старшеклассников в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2021. Т. 15. № 1. С. 9–14. EDN: CNZIQA

Григорьева А.В., Черняк Е.Ф., Белов В.Ф. Метод проектов в патриотическом воспитании обучающихся организаций профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 1(92). С. 18–20. DOI: https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-192-18-20

Челпанова Т.М. Актуальность и роль патриотических программ и проектов в информационной войне как метод противодействия угрозам в сфере защиты традиционных ценностей, культуры и исторической памяти // Аграрное и земельное право. 2024. № 5(233). С. 131–137. EDN: LOLOQF

Гуляева Л.В., Ефимова Г.З. Сравнительное исследование патриотических ориентаций молодежи: региональная специфика // Siberian Socium. 2018. Т. 2, № 1. С. 53–73. DOI: https://doi.org/10.21684/2587-8484-2018-2-1-53-73

Ивченков С.Г., Сайганова Е.В. Ценностные ориентиры и их влияние на восприятие патриотизма у молодежи // Вестник Института социологии. 2020. Т. 11, № 2. С. 106–125. DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2020.11.2.643

Шамаев А.М. Воскобоев А.И. Выработка патриотических ценностных установок как одно из основных направлений в учебно-воспитательной работе образовательных организаций МВД России // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-1. С. 251–254. EDN: JVWADB

Загрузки

Опубликован

27-01-2025

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Как цитировать

Применение метода проектов для формирования патриотических установок у школьников. (2025). Социальная компетентность, 9(2), 6-18. https://doi.org/10.24866/2658-5855/2024-2/6-18