Перспективы интеграции новых цифровых технологий в современное образование для повышения его эффективности

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.24866/2658-5855/2025-2/42-51

Ключевые слова:

цифровизация образования, цифровой след, Big Data, блокчейн, образовательные технологии, персонализация обучения, цифровая трансформация, инновационные подходы в образовании

Аннотация

В статье рассматривается проблема интеграции новых цифровых технологий в современное образование с целью повышения его эффективности и качества. Цель исследования – обобщение теоретических и практических подходов к использованию цифровых инструментов в образовательной среде, а также выявление основных направлений и барьеров цифровой трансформации образования. Методы исследования включают анализ научной литературы и публикаций, сравнительный анализ различных подходов, обобщение педагогического опыта, систематизацию и интерпретацию данных. Результаты подтверждают, что интеграция технологий больших данных, цифрового следа и блокчейн-систем способствует формированию персонализированных траекторий обучения, повышению прозрачности и безопасности учебного процесса, а также оптимизации управления образовательными программами. Ключевым выводом является необходимость комплексного и стратегического подхода к цифровизации образования с учётом организационных, нормативных и этических аспектов. Новизна статьи заключается в формировании концептуальной модели взаимодействия ключевых цифровых технологий в образовательной системе, направленной на повышение её эффективности и устойчивости в условиях цифровой эпохи. 

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Евгений Николаевич Бояров, Сахалинский государственный университет

    доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности

Библиографические ссылки

1. Ghavifekr S., Razak A.Z., Ghani M.F., Ran N.Y., Meixi Y., Tengyue Z. ICT Integration in education: Incorporation for teaching & Learning improvement // Malaysian Online Journal of Educational Technology. 2014. № 2(2). P. 24–45. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1086419.pdf

2. Consoli L., Schmitz M.L., Antonietti C. et al. Quality of technology integration matters: positive associations with students’ engagement and digital competencies // Education and Information Technologies. 2024. Vol. 30. Article 13118. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10639-024-13118-8

3. Mallick S., Gangopadhyay A. Proactive and reactive engagement of artificial intelligence methods for education: A review // Frontiers in Artificial Intelligence. 2023. Vol. 6. URL: https://arxiv.org/pdf/2301.10231

4. Mdhlalose D., Mlambo G. Integration of technology in education and its impact on learning and teaching // Asian Journal of Education and Social Studies. 2023. Vol. 47(2). P. 54–63. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=517812

5. Alruthaya A., Nguyen T.T., Lokuge S. The application of digital technology and the learning characteristics of generation Z in higher education. URL: htpp://arXivpreprint arXiv:2111.05991.2021

6. Afzal B., Gani A., Daud A. Towards smart education through the Internet of things: A review // ACM Computing Surveys. 2024. Vol. 56(2). Article 26. URL: http://arXivpreprint arXiv:2304.12851.2023

7. Awedh M., Mueen A., Zafar B. Using socrative and smartphones for the support of collaborative learning. URL: http://arXivpreprint arXiv:1501.01276.2015

8. Higgins S., Xiao Z., Katsipataki M. The impact of digital technology on learning: A summary for the education endowment foundation. Durham: Education Endowment Foundation and Durham University, 2012. URL: https://www.microsoft.com/isapi/redir.dll?prd=ie&ar=windowsmedia

9. Амелина Т.В. Оптимизация образовательного процесса: интеграция цифровых образовательных технологий с применением научно обоснованных методов преподавания // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практической конференции. 16–17 ноября 2023 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 616–632.

10. Андрюхина Л.М., Садовникова Н.О., Уткина С.Н., Мирзаахмедов А.М. Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 3. С. 116–147. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-116-147

11. Getenet S., Cantle R., Redmond P., Albion P. Students' digital technology attitude, literacy and self-efficacy and their effect on online learning engagement // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2024. Vol. 21. Article 3. URL: https://educationaltechnologyjournal.springeropen.com/articles/10.1186/s41239-023-00437-y

12. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2015617028 Российская Федерация. Адаптивная образовательная среда: № 2015613900: заявл. 12.05.2015: опубл. 26.06.2015 / Е.Н. Бояров, В.П. Соломин, П.В. Станкевич; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сахалинский государственный университет».

13. Akram H., Abdelrady A.H., Al-Adwan A.S., Ramzan M. Teachers' perceptions of technology integration in teaching-learning practices: A systematic review // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. Article 920317. URL: https://www.frontiersin.org/journals/psychology/articles/10.3389/fpsyg.2022.920317/full

14. Ghavifekr S., Rosdy W.A.W. Teaching and learning with technology: Effectiveness of ICT integration in schools // International Journal of Research in Education and Science. 2015. Vol. 1(2). P. 175–191. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1105224.pdf

15. Как работает блокчейн: простыми словами // SCUPRO. URL: https://sky.pro/wiki/javascript/kak-rabotaet-blokchejn-prostymi-slovami/ (дата обращения: 10.05.2025).

Загрузки

Опубликован

25-06-2025

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Как цитировать

Перспективы интеграции новых цифровых технологий в современное образование для повышения его эффективности. (2025). Социальная компетентность, 10(2), 42-51. https://doi.org/10.24866/2658-5855/2025-2/42-51