Перспективы интеграции новых цифровых технологий в современное образование для повышения его эффективности
DOI:
https://doi.org/10.24866/2658-5855/2025-2/42-51Ключевые слова:
цифровизация образования, цифровой след, Big Data, блокчейн, образовательные технологии, персонализация обучения, цифровая трансформация, инновационные подходы в образованииАннотация
В статье рассматривается проблема интеграции новых цифровых технологий в современное образование с целью повышения его эффективности и качества. Цель исследования – обобщение теоретических и практических подходов к использованию цифровых инструментов в образовательной среде, а также выявление основных направлений и барьеров цифровой трансформации образования. Методы исследования включают анализ научной литературы и публикаций, сравнительный анализ различных подходов, обобщение педагогического опыта, систематизацию и интерпретацию данных. Результаты подтверждают, что интеграция технологий больших данных, цифрового следа и блокчейн-систем способствует формированию персонализированных траекторий обучения, повышению прозрачности и безопасности учебного процесса, а также оптимизации управления образовательными программами. Ключевым выводом является необходимость комплексного и стратегического подхода к цифровизации образования с учётом организационных, нормативных и этических аспектов. Новизна статьи заключается в формировании концептуальной модели взаимодействия ключевых цифровых технологий в образовательной системе, направленной на повышение её эффективности и устойчивости в условиях цифровой эпохи.
Скачивания
Библиографические ссылки
1. Ghavifekr S., Razak A.Z., Ghani M.F., Ran N.Y., Meixi Y., Tengyue Z. ICT Integration in education: Incorporation for teaching & Learning improvement // Malaysian Online Journal of Educational Technology. 2014. № 2(2). P. 24–45. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1086419.pdf
2. Consoli L., Schmitz M.L., Antonietti C. et al. Quality of technology integration matters: positive associations with students’ engagement and digital competencies // Education and Information Technologies. 2024. Vol. 30. Article 13118. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10639-024-13118-8
3. Mallick S., Gangopadhyay A. Proactive and reactive engagement of artificial intelligence methods for education: A review // Frontiers in Artificial Intelligence. 2023. Vol. 6. URL: https://arxiv.org/pdf/2301.10231
4. Mdhlalose D., Mlambo G. Integration of technology in education and its impact on learning and teaching // Asian Journal of Education and Social Studies. 2023. Vol. 47(2). P. 54–63. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=517812
5. Alruthaya A., Nguyen T.T., Lokuge S. The application of digital technology and the learning characteristics of generation Z in higher education. URL: htpp://arXivpreprint arXiv:2111.05991.2021
6. Afzal B., Gani A., Daud A. Towards smart education through the Internet of things: A review // ACM Computing Surveys. 2024. Vol. 56(2). Article 26. URL: http://arXivpreprint arXiv:2304.12851.2023
7. Awedh M., Mueen A., Zafar B. Using socrative and smartphones for the support of collaborative learning. URL: http://arXivpreprint arXiv:1501.01276.2015
8. Higgins S., Xiao Z., Katsipataki M. The impact of digital technology on learning: A summary for the education endowment foundation. Durham: Education Endowment Foundation and Durham University, 2012. URL: https://www.microsoft.com/isapi/redir.dll?prd=ie&ar=windowsmedia
9. Амелина Т.В. Оптимизация образовательного процесса: интеграция цифровых образовательных технологий с применением научно обоснованных методов преподавания // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практической конференции. 16–17 ноября 2023 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 616–632.
10. Андрюхина Л.М., Садовникова Н.О., Уткина С.Н., Мирзаахмедов А.М. Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 3. С. 116–147. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-116-147
11. Getenet S., Cantle R., Redmond P., Albion P. Students' digital technology attitude, literacy and self-efficacy and their effect on online learning engagement // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2024. Vol. 21. Article 3. URL: https://educationaltechnologyjournal.springeropen.com/articles/10.1186/s41239-023-00437-y
12. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2015617028 Российская Федерация. Адаптивная образовательная среда: № 2015613900: заявл. 12.05.2015: опубл. 26.06.2015 / Е.Н. Бояров, В.П. Соломин, П.В. Станкевич; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сахалинский государственный университет».
13. Akram H., Abdelrady A.H., Al-Adwan A.S., Ramzan M. Teachers' perceptions of technology integration in teaching-learning practices: A systematic review // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. Article 920317. URL: https://www.frontiersin.org/journals/psychology/articles/10.3389/fpsyg.2022.920317/full
14. Ghavifekr S., Rosdy W.A.W. Teaching and learning with technology: Effectiveness of ICT integration in schools // International Journal of Research in Education and Science. 2015. Vol. 1(2). P. 175–191. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1105224.pdf
15. Как работает блокчейн: простыми словами // SCUPRO. URL: https://sky.pro/wiki/javascript/kak-rabotaet-blokchejn-prostymi-slovami/ (дата обращения: 10.05.2025).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Евгений Николаевич Бояров

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.