Смеси высокой проникающей способности для оснований дорожных одежд

Авторы

  • Сергей Васильевич Клюев Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Белгород https://orcid.org/0000-0002-1995-6139
  • Светлана Васильевна Золотарева Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Белгород https://orcid.org/0000-0001-7540-8164
  • Нарман Аюбович Аюбов Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова Российской академии наук, г. Грозный https://orcid.org/0009-0001-8129-9598
  • Роман Сергеевич Федюк Дальневосточный федеральный университет, Владивосток
  • Юрий Леонидович Лисейцев Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан https://orcid.org/0000-0002-4515-6880

DOI:

https://doi.org/10.24866/2227-6858/2024-1/%25p

Ключевые слова:

материал, дорога, покрытие, основание, смесь

Аннотация

Состояние отечественной дорожной сети требует значительного количества строительных и ремонтных мероприятий, в том числе направленных на повышение долговечности оснований дорожных одежд. Разработана широкая номенклатура смесей высокой проникающей способности (СВПС) из композиционных вяжущих, измельчённых до Sуд = 500 м2/кг, получаемых на основе ЦЕМ I 42.5 Н ЗАО «Белгородский цемент», частично замещенного техногенными ресурсами с добавкой су-перпластификатора Полипласт ПФК-НЛМ. Характеристика вязкости разработанных смесей свидетельствует об их высокой проникающей способности, так как время истечения исследуемых материалов через вискозиметр Марша при В/В=0,62 и расходе воды 140 л/м3 составляет 33–39 секунд. Начало схватывания составляет не менее 75 минут, что позволяет осуществлять эффективное закрепление оснований дорожных одежд. Композиционное вяжущее способствует значительному повышению ранней прочности CВПС на сжатие (до 56% по сравнению с контрольным составом) и на изгиб (до 75%). Отношение прочности на растяжение при изгибе и на сжатие разработанных составов (во вторые сутки составляет 0,13, в седьмые – 0,11, а в 28-е – 0,12) зачастую превышает аналогичную характеристику контрольного состава, несмотря на замещение портландцемента более 50 мас. % отходами мокрой магнитной сепарации (ММС) железистых кварцитов, ТВМ и СП, что указывает на развитие трещиностойкости материала. Установлено увеличение деформативных характеристик затвердевшей на КВ-50СП+1%ТВМ по сравнению со смесью на цементе ЦЕМ I 42.5 Н на 112%. Исследования деформативных свойств смесей позволяют сделать вывод о том, что на основе разработанных СВПС и щебня из метаморфических сланцев возможно получение бетонов для дорожных оснований, соответствующих нормативной документации для данного вида строительства. Испытания образцов укрепленных щебеночных оснований на весь комплекс физико-механических свойств и эксплуатационных характеристик показали, что разработанные составы СВПС позволяют при укреплении щебеночных оснований получать бетоны класса В5–В10, и их можно использовать при устройстве оснований II категории автомобильных дорог.

Биографии авторов

  • Сергей Васильевич Клюев, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Белгород

    доктор технических наук, доцент, заведующий Научно-исследовательской лаборатории ресурсо-энергосберегающих технологий, оборудования и комплексов Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова (Белгород, Россия)

  • Светлана Васильевна Золотарева, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Белгород

    аспирант Белгородского государственного технологиче-ского университета им. В.Г. Шухова (Белгород, Россия)

  • Нарман Аюбович Аюбов, Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова Российской академии наук, г. Грозный

    кандидат экономических наук, доцент, научный сотрудник Комплексного научно-исследовательского института им. Х.И. Ибрагимова Российской академии наук (г Грозный, Россия)

  • Роман Сергеевич Федюк, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток

    доктор технических наук, доцент, профессор военного учебного центра при Дальневосточном федеральном университете (Владивосток, Россия)

  • Юрий Леонидович Лисейцев, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан

    соискатель Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема (Биробиджан, Россия)

Загрузки

Опубликован

29.03.2024

Выпуск

Раздел

Строительные материалы и изделия

Как цитировать

1.
Смеси высокой проникающей способности для оснований дорожных одежд. Вестник Инженерной школы ДВФУ [Internet]. 2024 Mar. 29 [cited 2024 May 6];1(1(58):96-112. Available from: https://journals.dvfu.ru/vis/article/view/1084