Обоснование выбора спускоподъемного устройства для судна-носителя безэкипажных катеров

Авторы

  • Кирилл Дмитриевич Овчинников Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург https://orcid.org/0000-0001-8753-6243
  • Антон Валерьевич Митюшин Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург
  • Максим Олегович Франк Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург

DOI:

https://doi.org/10.24866/2227-6858/2024-1/41-55

Ключевые слова:

спуско-подъемное устройство, безэкипажный катер, БЭК, палубный кран, П-образная рама, слип, критерии эффективности, метод анализа иерархий

Аннотация

Представлены результаты анализа применения и эффективности наиболее распространенных типов спускоподъемного устройства (СПУ) для судна-носителя (СН) безэкипажных катеров (БЭК): палубный кран, П-образная рама и слип. Анализ проводился на примере гидрографического лоцмейстерского судна высокого ледового класса неограниченного района плавания. Для оценки эф-фективности СПУ использовался метод анализа иерархий. Первый уровень иерархий состоял из десяти критериев. В результате расчетов показано, что наиболее важными критериями при оценке эффективности СПУ являются возможность резервирования, использование площади и устойчивость к внешней среде, а также многофункциональность. Наименее значительными критериями являются стоимость и технологичность производства СПУ. Применимость различных типов СПУ анализировалась прямыми построениями на рассматриваемом примере судна-носителя с акцентом на наиболее важные критерии эффективности СПУ. Было рассмотрено более 50 вариантов размещения СПУ и БЭК на рабочей палубе СН. После выполнения анализа применимости различных типов СПУ для БЭК были выполнены итого-вые расчеты эффективности. В результате получено, что наилучшим вариантом СПУ для рассматриваемого примера является П-образная рама. СПУ типов палубный кран и слип показали примерно одинаковые результаты. При этом следует отметить, что, несмотря на наличие явного лидера в результатах выполненной оценки, полученные значения являются довольно близкими, что согласуется с применением всех рассматриваемых типов СПУ на научно-исследовательских, гидрографических и других судах.

Биографии авторов

  • Кирилл Дмитриевич Овчинников , Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург

    кандидат технических наук, доцент кафедры проектирования судов, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (Санкт-Петербург, Россия)

  • Антон Валерьевич Митюшин, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург

    выпускник специалитета, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (Санкт-Петербург, Россия)

  • Максим Олегович Франк, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург

    выпускник аспирантуры, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (Санкт-Петербург, Россия)

Библиографические ссылки

Быстров Б.В., Светлов М.А., Кулешов К.В. Методологические подходы по обоснованию места и роли безэкипажных катеров в системе вооружения ВМФ РФ // Морской сборник. 2018. № 12(2061). С. 69–74. EDN: YOLRZJ

Пушкарёв И.И. Российские безэкипажные катера: существующие проекты и их особенности // Сборник докладов 69-й международной молодежной научно-технической конференции «Молодежь. Наука. Инновации», 8–10 декабря 2021 г. В 2 томах. Владивосток: Морской государственный университет, 2022. Т. 1. С. 15–21.

Франк М.О., Овчинников К.Д. Ретроспективный анализ проектных характеристик безэкипажных судов // Труды Крыловского государственного научного центра. 2020. Специальный выпуск 2. С. 160–164. https://doi.org/10.24937/2542-2324-2020-2-S-I-160-164

Викторов Р.В., Кнуров М.В. Безэкипажный катер. Обучающий робототехнический комплекс с модульной полезной нагрузкой // Вестник военного образования. 2022. № 4(37). С. 79–82. EDN: NYHQNK

Vikranth T., Srinivasan R., Krishna S., Rajesh K. Design and development of remotely operated unmanned surface vehicle for oceanographic studies // Global oceans, 2020: Singapore – U.S. Gulf Coast Biloxi, MS, USA, 05-30 October 2020. IEEE, 2021. 522 p. http://doi.org/10.1109/ieeeconf-38699.2020.9389023

Илларионов Г.Ю., Лаптев К.З. Шмаков А.С., Дмитриев С.С. К вопросу создания плавучей базы морских робототехнических комплексов // Технические проблемы освоения мирового океана. 2019. Т.8. С. 16–22. EDN: MJMXZI

Франк М.О., Овчинников К.Д. Обзор применения безэкипажных катеров и перспективности использования для них специализированных судов-носителей // Морские интеллектуальные технологии. 2023. № 3, часть 2. С. 19–29. http://doi.org/10.37220/MIT.2023.61.3.023

Marks A.W., Fahlman G.H. Ships and handling equipment for support of subsea work system // Ocean: Proc. OCEAN '74, Halifax, NS, Canada, 21–23 August 1974. Canada: IEEE, 1974. P. 316–327. http://doi.org/10.1109/OCEANS.1974.1161377

McTaggart K., Hendriks S., Nimmo-Smith I., Oydegard A., Pattison J., Stuntz N. Considerations in development of naval ship design criteria for launch and recovery. Ottawa: Defence R&D Canada, 2016. 15 p.

Lee K.Y. Consideration of launch and recovery systems for operation of underwater robot from manned platform // Journal of Ocean Engineering and Technology. 2016. № 30(2). Р. 141–149. http://dx.doi.org/10.5574/KSOE.2016.30.2.141

McTaggart K. Hydrodynamic interactions during launch and recovery of a small boat from a ship in a seaway. USA: Defense Technical Information Center, 2014. 9 p.

Roy A., Steine D., Nicoll R. Simulation of launch and recovery of small craft including cable collisions and cable tensions from deck personnel. Canada: Defence R&D Canada – Atlantic, 2013. 70 p.

Zheng S., Yang Y., Peng Y., Cui J., Chen J., Jiang X., Feng Y. An automated launch and recovery system for usvs based on the pneumatic ejection mechanism // Intelligent Robotics and Applications: 12th International Conference, ICIRA 2019, Shenyang, China, August 8–11, 2019. Springer Nature Switzerland AG, 2019. P. 289–300. https://doi.org/10.1007/978-3-030-27535-8_27

Sarda E.I., Dhanak M.R. A USV-based automated launch and recovery system for AUVs // Journal of Oceanic Engineering. 2016. Vol. 42, № 1. Р. 37–55. https://doi.org/10.1109/JOE.2016.2554679

Саати Т. Принятие решений, метод анализа иерархий / пер. с англ. Р.Г.Вачнадзе. Москва: Радио и связь, 1993. 278 с.

USV Launch & Recovery System successfully tested at rough sea states. URL: https://www.unmannedsystemstechnology.com/2019/12/usv-launch-recovery-system-successfully-tested-at-rough-sea-states/ (дата обращения: 17.01.2024).

Кипер А.В., Давлюд И.И. Перспективные грузоподъемные устройства с системами компенсации качки для передачи боеприпасов в открытом море // I-methods. 2019. Т. 11, № 4. EDN: ELUDKR

Unmanned surface vehicles evaluated for hydrographic survey. URL: https://nauticalcharts.noaa.gov/updates/unmanned-surface-vehicles-evaluated-for-hydrographic-survey/ (дата обращения: 17.01.2024).

China's first test base for unmanned ships to be operational. URL: http://xinhuanet.com/english/2019-09/16/c_138395800.htm (дата обращения: 17.01.2024).

Cradle. URL: https://www.vestdavit.no/launch-recovery-systems-lars/launch-and-recovery-systems-usv-uuv/cradle (дата обращения: 17.01.2024).

Chun H.H., Kim M.C., Lee I., Kim K., Lee J.K., Jung K.H. Experimental investigation on stern-boat deployment system and operability for Korean coast guard ship // International Journal of Naval Architecture and Ocean Engineering. 2012. Vol. 4, Iss. 4. Р. 488–503. http://dx.doi.org/10.2478/IJNAOE-2013-0113

Sheinberg R., Minnick P.V., Beukema T.G., Kauczynski W., Silver A.L., Cleary C. Stern boat deployment systems and operability // World Maritime Technology Conference, October 17–20, 2003, San Francisco, USA. Jersey City: Society of Naval Architects and Marine Engineers, 2003.

Saab MCMV 80: Next generation multi-function mine counter measure vessel. URL: https://navyrecognition.com/index.php/focus-analysis/naval-technology/5760-saab-mcmv-80-next-generation-multi-function-mine-counter-measure-vessel.html (дата обращения: 17.01.2024).

LARS for future Belgian and Dutch MCM motherships successfully tested. URL: https://www.navalnews.com/naval-news/2022/01/lars-for-future-belgian-and-dutch-mcm-motherships-successfully-tested/ (дата обращения: 17.01.2024).

Small P. Unmanned maritime systems update. Unmanned maritime systems (PMS 406). Presentation. January 15, 2019. URL: https://www.navsea.navy.mil/Portals/103/Documents/Exhibits/SNA-2019/UnmannedMaritimeSys-Small.pdf (дата обращения: 17.01.2024).

Sea naval solutions details proposal for the Belgian-Dutch MCM program. URL: https://www.navalnews.com/naval-news/2019/02/sea-naval-solutions-details-proposal-for-the-belgian-dutch-mcm-program/ (дата обращения: 17.01.2024).

Загрузки

Опубликован

29.03.2024

Выпуск

Раздел

Проектирование и конструкция судов

Как цитировать

1.
Обоснование выбора спускоподъемного устройства для судна-носителя безэкипажных катеров. Вестник Инженерной школы ДВФУ [Internet]. 2024 Mar. 29 [cited 2024 Nov. 24];1(1(58):41-55. Available from: https://journals.dvfu.ru/vis/article/view/1074