Развитие китайского автопрома: периодизация, базовые стратегии и ключевые факторы

Авторы

  • Виктор Белкин Дальневосточный федеральный университет
  • Ван Синь Дальневосточный федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.24866/2311-2271/2024-4/1612

Ключевые слова:

китайский автопром, развитие, периодизация, ключевые факторы, национальные авто-мобильные компании

Аннотация

В статье предпринята попытка проанализировать развитие автопрома КНР с точки зрения взаимосвязи и взаимообусловленности базовых стратегий и ключевых факторов. С этой целью предложена авторская периодизация развития автопрома на временном отрезке 1953–2035 годов, позволяющая выделить этапы его становления и превращения в мирового лидера по производству и продажам легковых автомобилей как на внутреннем, так и мировом рынках. Показана роль в данном процессе национальных (государственных и частных) компаний.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Виктор Белкин, Дальневосточный федеральный университет

    заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор, советник директора Школы экономики и менеджмента

  • Ван Синь, Дальневосточный федеральный университет

    аспирант Департамента менеджмента и предпринимательства

Библиографические ссылки

1. Jinglin Dong and Jai S. Mah. Technology Acquisition in China’s Automobile Industry: Focusing on the Local Producers // China Report. 2020. Vol. 56. Issue 3. P. 393–412. — URL: https://doi.org/10.1177/0009445520930397.

2. Qiuyi Wang and Jai S. Mah. The Role of the Government in Development of the Electric Vehicle Industry of China // China Report. 2022. Vol. 58. Issue 2. P. 194–210. — URL: https://doi.org/10.1177/00094455211031685.

3. Семенов Е.В. Китайская автомобильная промышленность: основные этапы развития и перспективы // Modern Science. 2020. № 3–1. С. 123–128. — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_42553288_26602761.pdf.

4. 新京报 18.09.2019 (1980–2009 合资开启,中外汽车合作共生) // Синьцзин. 18.09.2019. — URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id= 1645026522997573358&wfr=spider&for=pc.

5. 张宇星,23.12.2024 从上汽大众 40 年.看大众在华的长期主义. — URL: http://www.chexun.com/2024-12-23/114154159.html.

6. Wikipedia. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Автомобильная_промышленность_КНР (дата обращения: 06.03. 2024).

7. 中国国家能源局,电动汽车发展自主研发迫在眉睫,经济参考报 20-09-2012. — URL: http://www.nea.gov.cn/2012-09/20/c_131862847.htm.

8. 中华人民共和国国家发展和改革委员会,《中国汽车产业发展政策》 12.05.2004. — URL: https://www.ndrc.gov.cn/fgsj/tjsj/cyfz/zzyfz/200507/ t20050707_1148441.html.

9. Fiat разрывает сотрудничество с китайской Nanjing Automobile. — URL: https://www.autonews.ru/news/5825a4699a79474743128c08?ysclid=m4y981ml9r537392180 (дата обращения: 13.06. 2024).

10. Yin Luan Yu. Historical Change and Performance Analysis of China's Automobile Industry Policy (Jilin University, China State-owned Economy Research Center, School of Economics, Changchun 130012) 2010. Vol. 4. P. 168.

11. 中国国务院印发《中国制造2025》19.05.2015. — URL: https://www.gov.cn/ xinwen/2012-05/19/content_2864538.htm.

12. Меньщиков О. Компания Suzuki покидает китайский рынок. — URL: https://autoreview.ru/news/kompaniya-suzuki-pokidaet-kitayskiy-rynok?ysclid= m4y8gbvusf222630776 (дата обращения: 23.09.2024).

13. Renault завершает совместное предприятие в Китае. — URL: https://dzen.ru/a/Xp7LTAWW_lyXLrr?ysclid=lz2b6w9dfa201528526С (дата обращения: 26.07. 2024).

14. 中国财政部,中国税务总局,中国工业和信息化部. “关于延续和优化新能源汽车车辆购置税减免政策的公告”. 19.06.2023. — URL: https://www.gov.cn/zhengce/zhengceku/202306/content_6887734.htm.

15. Stellantis сворачивает производство Jeep в Китае. Заканчивается ли эра автомобильных СП в Поднебесной. — URL: https://auto.rambler.ru/navigator/49615679-stellantis-svorachivaet-proizvodstvo-jeep-v-kitae-zakanchivaetsya-li-era-avtomobilnyh-sp-v-podnebesnoy/?ysclid=m60cavgkx5234347717 (дата обращения: 26.07.2024).

16. Один из крупнейших автоконцернов мира прекращает производство автомобилей в Китае. — URL: https://avtonovostidnya.ru/avtoprom/339104? ysclid=m60czenwhf251301892 (дата обращения: 14. 09. 2024).

17. 孙晓红、陈菁晶 中国机电商会 百川汇海阔,风劲好扬帆——2023中国汽车出口分析与 2024 展望中国机电商会. 2024-03-13. — URL: https://www.cccme.org.cn/news/details.aspx?id=CDEB70360DBF5126BC 93771EA8F5384C&classid=7685F2FA1E54A7F5&xgid= F868932F64EB7AAF.

18. BYD уже не остановить. — URL: https://www.ixbt.com/news/2024/03/31/ byd-uzhe-ne-ostanovit-u-kitajskoj-kompanii-pojavitsja-ogromnyj-rolker-sposobnyj-za-odin-rejs-dostavit-pochti-10-tys.html (дата обращения: 12.07.2024).

19. 中共中央国务院印发《扩大内需战略规划纲要(2022–2035 年)》. 2022-12-14. — URL: https://www.gov.cn/zhengce/2022-12/14/content_5732067.htm.

20. 2023 年中国专精特新系列研究报告:汽车行业 ——解读汽车行业“小巨人”发展态势,08.2023. — URL: https://www.leadleo.com/report/details/64ffd3cf119b2e3f544610e1.

21. OICA International Organization of Motor Vehicle Manufacturers. Analysis of China's Automotive Product Export Development in 2022 // China Automobile Industry Yearbook. 2023. P. 78–83, 371–391. — URL: https://www.oica.net/category/production-statistics/2023-statistics/.

22. 行伟波,张康,李善同.汽车产业政策的发展变迁与央地联动—基于政策文本的分析 [J]. 经济与管理, 2023, 37 (2): 49–57. — URL: https://qikan.cqvip.com/ Qikan/Article/Detail?id=7109147046&from=Qikan_Search_Index.

23. 中华人民共和国国家发展和改革委员会令 《汽车产业发展政策. 1994. — URL: https://www.ndrc.gov.cn/xxgk/zcfb/fzggwl/200506/t20050614_960627_ ext.html.

24. Xia Liang. “Trade the market for technology” was Proposed (1978–1988) // Studies in Chinese Economic History. 2015. No. 4.

25. Красова Е.В., Жилина Л.Н., Хамданов Ш.Ж.У. Современные тенденции развития автомобильной промышленности Китая на фоне общемировой интернационализации отрасли // Тренды и управление. 2018. № 4.

26. 中华人民共和国,国家知识产权局. 2015, 2016. 专利统计. — URL: http://www.sipo.gov.cn/docs/pub/old/tjxx (на китайском языке).

27. BYD опережает Tesla по расходам на НИОКР и первой внедряет спутниковую связь в электромобилях. — URL: https://acomsupply.com/news/elektromobili/byd_operezhaet_tesla_po_raskhodam_na_niokr_i_pervoy_vnedryaet_sputnikovuyu_svyaz_v_elektromobilyakh/?ysclid=m2ysfox7ht933476891 (дата обращения: 01.11. 2024).

28. О масштабах китайского НИОКР. — URL: https://escalibur.livejournal.com/284649.html (дата обращения: 01.11.2024).

29. 中华人民共和国科学技术部. “电动汽车863计划”. 2001 年. — URL: http://www.most.dov.cn/tztg/201502/t20150216_118251.htm.

30. 奇瑞国际官方网站,2019. “奇瑞与比亚迪合作开发的无人车亮相 CES 2018”. Chery International. 2019. — URL: http://www.cheryinternational.com/news/20180112325.html.

31. 中国汽车工业年鉴 Analysis of China's Automotive Product Export Development in 2023 // China Automobile Industry Yearbook. 2023. P. 87. — URL: https://www.shujuku.org/china-automobile-industry-yearbook.html.

32. MiaHuang 搭载MicroLED车灯,蔚来 ET9 正式发布 LED 在线. 23.12.2024. — URL: https://www.ledinside.cn/news/20241223-58625.html.

33. Черненко С. Китайский автопром: будущее всей отрасли. — URL: https://fb.ru/article/141662/2024-2024-kitayskiy-avtoprom-buduschee-vsey-otrasli?ysclid=m60d45ilh2506860556 (дата обращение 01.11.24).

34. Исследования и разработки, R&D (мировой рынок). — URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Исследования_и_разработки_% 28НИОКР%2C_R%26D_мировой_рынок%29?ysclid=m2yr0wvxra 604281980 (дата обращение 01.11.24).

35. 叶涵.车辆工程专业有哪些学校(全国共计280所大学名单汇总). 21.12.2024. — URL: https://www.gk100.com/read_4631348572.htm.

36. “参观吉利集团 学习汽车行业的创新观念”,对标考察网. 2024-03-26. — URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1794546810405018541&wfr=spider&for=pc.

37. Статистика национального экономического и социального развития (на китайском языке) // Национальное бюро статистики Китая. — URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/tjgb/ndtjgb/index.html.

Загрузки

Опубликован

19-03-2025

Выпуск

Раздел

Исследования отрасли, рынка, фирмы

Как цитировать

Развитие китайского автопрома: периодизация, базовые стратегии и ключевые факторы. (2025). Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление, 4, 47-70. https://doi.org/10.24866/2311-2271/2024-4/1612