Причины недобросовестных научных практик студентов: габитус, престиж и роль ученого

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.24866/2311-2271/2024-4/1393

Ключевые слова:

студенческая наука, недоросовесная наука, этос науки, конструктивистский структурализм, роль учёного

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию причин недобросовестного научного поведения студентов Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета. Автором были проанализированы результаты интервью и количественного опроса обучающихся на тему их представлений о научной деятельности и роли учёного. Используя определение этоса науки Р. Мертона и теорию конструктивистского структурализма П. Бурдье, автором предлагается новое объяснение существующих научных практик студентов. Было определено, что студентами не присваивается роль учёного и прилагаемые к данному статусу нормы.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Елизавета Финогеева, Дальневосточный федеральный университет

     студент Школы экономики и менеджмента

Библиографические ссылки

1. Национальный проект “Наука и университеты” // Дальневосточный федеральный университет. — URL: https://www.dvfu.ru/national_project_science_ and_universities/ (дата обращения: 09.11.2023).

2. Именные стипендии и гранты // Дальневосточный федеральный университет. — URL: https://www.dvfu.ru/education/scholarships_and_grants/grants/ (дата обращения: 09.11.2023).

3. Положение о повышенных государственных академических стипендиях за достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности студентов ДВФУ // Дальневосточный федеральный университет. — URL: https://www.dvfu.ru/ education/scholarships_and_grants/documents/ (дата обращения: 09.11.2023).

4. ДВФУ вошёл в программу “Приоритет 2030” и претендует на спецгрант // Дальневосточный федеральный университет. — URL: https://www.dvfu.ru/ news/fefu-news/dvfu_voshel_v_programmu_prioritet_2030_i_pretenduet_na_ spetsgrant/ (дата обращения: 09.11.2023).

5. Еременко Т.В. Актуальные вопросы формирования академической этики студентов в процессе работы с информацией: по материалам экспертного опроса // Социология науки и технологий. 2021. Т. 12. № 3. С. 152–170.

6. Кичерова М.Н., Ефимова Г.З. Информационное общество и проблема академической недобросовестности // Вестник евразийской науки. 2013. № 4 (17).

7. Шмелева Е., Семенова Т. Академическое мошенничество студентов: учебная мотивация VS образовательная среда // Вопросы образования. 2019. № 3.

8. Канаева Л.В. Причины и коррекция публикационных девиаций в “Студенческой науке” // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 112–119.

9. Guba K., Tsivinskaya A. Plagiarism on the academic periphery // Higher Education in Russia and Beyond. 2020. No. 4 (25).

10. Макеева А.А., Цивинская А.О., Соколов М.М. [и др.]. Некорректные заимствования в российских докторских диссертациях: сколько, где и у кого? // Мир России. 2020. Т. 29. № 2. С. 27–48.

11. Merton R. The Sociology of Science: Theoretical and Empirical Investigations / Ed. by N.W. Storer. — Chicago: University of Chicago Press, 1973.

12. Мирская Е.З. Р.К. Мертон и этос классической науки // Философия науки. Вып. 11: Этос науки на рубеже веков. — М.: Ин-т философии РАН, 2005. — С. 5–36.

13. Barber B. Science and the social order / with a foreword by R.K. Merton. — Glencoe, Illinois: The Free Press Publ., 1952. — P. 6.

14. Кун Т. Структура научных революций. — М.: Прогресс, 1975.

15. Ziman J. Real Science: What it is, and What it means. — Cambridge: Univ. Press, 2000. (Peц. в сб.: Социология науки. СПб., 2000.)

16. Лазар М.Г. Этос науки в социологии Р. Мертона: судьба и статус в науковедении // Социология науки и технологий. 2010. № 4.

17. Губанов Н.И., Губанов, Н.Н. Основные нормы научного этоса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2021. № 37 (3). С. 416–427.

18. Тищенко П.Д., Юдин Б.Г. Проблема добросовестности в научных исследованиях // Клиническая и экспериментальная хирургия. 2013. № 1 (1).

19. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // Социология социального пространства / Пер. с франц.; отв. ред. перевода Н.А. Шматко. — М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. — С. 64–86.

20. Иванова Н.А. Пьер Бурдье о науке как поле символического производства и роли habitus'a в нём // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. № 4 (20). Вып. 1.

21. Бурдье П. Поле науки // Социальное пространство: поля и практики / Пер. с франц.; отв. ред. перевода, сост. и посл. Н.А. Шматко. — М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005. — С. 473–517.

22. Юревич А.В. Стратегии развития российской науки // Социология науки и технологий. 2010. Т. 1. № 1. С. 52–65.

23. McDonough P., Polzer J. Habitus, Hysteresis and Organizational Change in the Public Sector // Canadian Journal of Sociology. 2012. No. 37. P. 357–379.

24. Moi T. Appropriating Bourdieu: Feminist Theory and Pierre Bourdieu’s Sociology of Culture // New Literary History. 1991. Vol. 22. No. 4. P. 1017–1049.

25. Julien C. Bourdieu, Social Capital and Online Interaction // Sociology. 2015. Vol. 49. No. 2. P. 356–373.

Загрузки

Опубликован

19-03-2025

Выпуск

Раздел

Методология и этика полевой работы

Как цитировать

Причины недобросовестных научных практик студентов: габитус, престиж и роль ученого. (2025). Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление, 4, 108-124. https://doi.org/10.24866/2311-2271/2024-4/1393