СТРАТЕГЕМЫ РАЗУМА: ВВЕДЕНИЕ В КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ КУРС ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ
DOI:
https://doi.org/10.24866/1997-2857/2023-1/98-111Ключевые слова:
философская стратегия, коммуникативная стратегия, стратегемы разума, история философииАннотация
Статья знакомит читателей с ключевой идеей коллективного проекта концептуального курса истории философских учений. Замысел этого курса, рожденный опытом преподавания философии, состоит в том, чтобы взглянуть на философские учения как на особые коммуникативные стратегии. Понятая таким образом, философия предстает как обучение разумному пониманию родового опыта в его конкретно-исторической форме. Стратегической целью философского учения оказывается рефлексивное выстраивание опыта в определенном порядке. При этом ключевым условием достижения данной цели являются стратегемы разума: приемы, которые использует философ для пробуждения рефлексивного отношения к своему опыту, т.е. приемы пробуждения мысли. В их число входят парадоксы, апории, интеллектуальные уловки, антиномии, но исходным и основным приемом пробуждения мысли остается рефлексивно поставленный вопрос. Автор приглашает читателей, в случае заинтересованности, принять участие в данном проекте и предложить свою аналитику коммуникативной стратегии того или иного мыслителя.