СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОСТЬ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ М. МАМАРДАШВИЛИ

Авторы

  • Диана Эдиковна ГАСПАРЯН Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

DOI:

https://doi.org/10.24866/1997-2857/2022-3/93-100

Аннотация

В статье рассматриваются ключевые сюжеты этической философии М. Мамардашвили, в которой, несмотря на акцент, сделанный на роли человека, речь идет о сверхчеловеческом происхождении этической интуиции и морального сознания. Ценности и идеалы порождаются вне человека, но присваиваются им надежно и безусловно. Природа этого присвоения парадоксальна, так как предполагает свободное подчинение. Человек схватывает идеалы добровольно, но берет на себя обязательство абсолютного следования им. В основе морального сознания лежит представление об абсолютных ценностях, абсолютность которых проистекает не из страха наказания, не из предвкушения награды, не из неосознанного инстинкта или силы привычки. Абсолютность морального следования проистекает из осознанного и свободного принятия на себя невозможности мыслить и действовать по-другому. Отсутствие свободы перечеркнуло бы всякое ожидание этического поведения и моральной оценки. Равно отсутствие интуиции абсолютности
нарушило бы логику в самом понятии «ценности» и «ценного». Поэтому для рождения морального сознания необходимо, чтобы свобода, осознанность, абсолютное следование ценностям сошлись воедино.
Ключевые слова: М. Мамардашвили, феноменология, этика, смысл, сознание

Биография автора

  • Диана Эдиковна ГАСПАРЯН , Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

    кандидат философских наук, главный научный сотрудник научно-учебной лаборатории трансцендентальной философии, профессор Школы философии и культурологии факультета гуманитарных наук 

Загрузки

Опубликован

06.10.2022

Как цитировать

СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОСТЬ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ М. МАМАРДАШВИЛИ. (2022). Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, 3, 93-100. https://doi.org/10.24866/1997-2857/2022-3/93-100