ДИСКУРС О ТЕХНИКЕ В НЕМЕЦКОМ КУЛЬТУРКРИТИЦИЗМЕ НАЧАЛА XX в.

Авторы

  • Анастасия Александровна ЛЕВЕНЕЦ Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия
  • Федор Максимович УВАРОВ Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия

DOI:

https://doi.org/10.24866/1997-2857/2025-3/81-90

Ключевые слова:

критика культуры, философия техники, Германия, Г. Зиммель, К. Ясперс, О. Шпенглер, Х. Фрайер

Аннотация

Статья посвящена анализу взглядов на технику в рамках немецкой культуркритики начала XX в. Рассматривая концепции таких мыслителей, как Г. Зиммель, К. Ясперс, О. Шпенглер и Г. Фрайер, авторы стремятся показать культуркритицизм как целостную, но при этом наделенную множеством граней парадигму философской критики эпохи Модерна в целом и ее технического измерения в частности. Все рассмотренные мыслители сходятся в понимании техники как фундаментальной «жизненной формы», а не просто инструмента. При этом техника зачастую предстает в культуркритическом дискурсе как сила, угрожающая субъективности, свободе и жизненной силе человека. Вместе с тем авторы демонстрируют разнообразие подходов внутри критики культуры: от пессимистического диагноза отчуждения и массовизации до попыток интеграции техники в новую политическую и культурную реальность (например, в рамках «реакционного модернизма»).

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Анастасия Александровна ЛЕВЕНЕЦ, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия

    стажер-исследователь Научно-учебной лаборатории трансцендентальной философии, аспирант Школы философии и культурологии факультета гуманитарных наук 

  • Федор Максимович УВАРОВ, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия

    аспирант Школы философии и культурологии факультета гуманитарных наук

Библиографические ссылки

1. Горохов В.Г. Техника и культура: возникновение философии техники и теории технического творчества в России и в Германии в конце XIX – начале XX столетия. М.: Логос, 2009.

2. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. № 3. 2022. С. 1–12.

3. Зиммель Г. Кризис культуры // Зиммель Г. Избранное: в 2-х т. Т. 1. Философия культуры. М.: Юрист, 1996. C. 489–493.

4. Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры // Зиммель Г. Избранное: в 2-х т. Т. 1. Философия культуры. М.: Юрист, 1996. С. 445–474.

5. Зиммель Г. Философия денег // Зиммель Г. Избранное. Проблемы социологии. М.; СПб.: Университетская книга; Центр гуманитарных инициатив, 2015. С. 159–208.

6. Левит С.Я. Философия культуры Г. Зиммеля // Вестник культурологии. 2019. № 1. С. 82–108.

7. Михайловский А.В. Маятник модерна. Дискуссии о технике в Германии. М.: Академический проект, 2024.

8. Михайловский А.В. Философия техники Ханса Фрайера // Вопросы философии. 2011. № 3. С. 62–72.

9. Розин В.М. Философия техники: история и современность. М.: ИФ РАН, 1997.

10. Сколимовски Х. Философия техники как философия человека // Электронная библиотека по философии. URL: http://filosof.hitoric.ru/bo-oks/item/f00/s00/z0000959/st000.shtml

11. Тавризян Г.М. Философы XX века о технике и «технической цивилизации». М.: РОССПЭН, 2009.

12. Филиппов А.Ф. Ханс Фрайер: социология радикального консерватизма // Фрайер X. Революция справа. М.: Праксис, 2008. С. 99–143.

13. Фрайер Х. К философии техники // Вопросы философии. 2011. № 3. С. 73–79.

14. Фрайер Х. Революция справа. М.: Праксис, 2008.

15. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 2. Всемирно-исторические перспективы. М.: Мысль, 1998.

16. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология XX век: антология. М.: Юрист, 1995. С. 454–492.

17. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. С. 288–419.

18. Baden, S., Bauer, C. and Hornuff, D., 2018. Formen der Kulturkritik. Paderborn: Wilhelm Fink.

19. Bammé, A., Kotzmann, E. and Oberheber, U., 1993. Basic questions about metaphysics of techno-logy: Spengler, Heidegger, Günther. The Journal of Speculative Philosophy, Vol. 7, no. 2, pp. 143–158.

20. Bollenbeck, G., 2007. Eine Geschichte der Kulturkritik. Von Rousseau bis Günther Anders. Munich: Beck.

21. Bollenbeck, G., 2007. Kulturkritik – ein Reflexionsmodus der Moderne. Zeitschrift für Kulturphilosophie, Vol. 1, no. 2, pp. 6–14.

22. Herf, J., 1984. Reactionary modernism. Technology, culture and politics in Weimar and the Third Reich. Cambridge: Cambridge University Press.

23. Jung, T., 2016. Eine “Klage, die so alt ist, als die Geschichte”? Dimensionen des Wandels im Diskurs der modernen Kulturkritik. In: Agard, O. and Besslich, B. eds., 2016. Kulturkritik zwischen Deutschland und Frankreich (1890–1933). Frankfurt am Main: Peter Lang, pp. 25–40.

24. Kapp, E., 2015. Grundlinien einer Philosophie der Technik. Zur Entstehungsgeschichte der Kultur aus neuen Gesichtspunkten. Hamburg: Felix Meiner.

25. Kidd, I.J., 2012. Oswald Spengler, techno-logy, and human nature. The European Legacy, Vol. 17, no. 1, pp. 19–31.

26. Konersmann, R., 2001. Das kulturkritische Paradox. In: Konersmann, R. ed., 2001. Kulturkritik. Reflexionen in der veränderten Welt. Leipzig: Reclam, pp. 9–37.

27. Konersmann, R., 2008. Kulturkritik. Frankfurt am Main: Suhrkamp.

28. Swer, G.M., 2019. Technology and the end of Western civilisation: Spengler’s and Heidegger’s histories of life/being. Indo-Pacific Journal of Phenomenology, Vol. 19, no. 1, pp. 1–10.

Загрузки

Опубликован

30.09.2025

Как цитировать

ДИСКУРС О ТЕХНИКЕ В НЕМЕЦКОМ КУЛЬТУРКРИТИЦИЗМЕ НАЧАЛА XX в. (2025). Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, 3, 81-90. https://doi.org/10.24866/1997-2857/2025-3/81-90