Византизм в истории России: К.Н. Леонтьев и другие

Авторы

  • Игорь Иванович Евлампиев Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
  • Мэнлянь Оу Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

DOI:

https://doi.org/10.24866/1997-2857/2022-1/65-75

Ключевые слова:

византийская культура, русская культура, эпоха Возрождения, исихазм, русская философия, церковь

Аннотация

В статье рассматриваются противоречивые оценки влияния Византии на русскую культуру и русское общество, которое давали известные мыслители: П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, В.С. Соловьев и К.Н. Леонтьев. Резко негативное отношение В.С. Соловьева ко всем проявлениям византизма было обусловлено его тенденциозной прокатолической позицией. Герцен и Леонтьев сходились в понимании глубоко позитивного влияния византийской культуры не только на русскую культуру, но и на культуру Западной Европы; при этом Леонтьев верно указывал на важность византийского влияния для объяснений расцвета западной культуры в эпоху Возрождения. Он ошибся только в высокой оценке церковной идеи, заимствованной Россией из Византии. Именно из-за абсолютного господства церкви Византия не испытала культурного подъема, аналогичного Возрождению; чрезмерное господство церкви в общественной жизни России также препятствовало развитию высокой культуры.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Игорь Иванович Евлампиев, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

    доктор философских наук, профессор кафедры русской философии и культуры Института философии

  • Мэнлянь Оу, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

    аспирант кафедры русской философии и культуры Института философии 

Библиографические ссылки

Герцен А.И. Дилетантизм в науке // Герцен А.И. Собрание сочинений: в 9-ти т. Т. 2. М.: Художественная литература, 1955. С. 7–92.

Герцен А.И. О развитии революционных идей в России // Герцен А.И. Собрание сочинений: в 9-ти т. Т. 3. М.: Художественная литература, 1956. С. 379–515.

Герцен А.И. Письма об изучении природы // Герцен А.И. Собрание сочинений: в 9-ти т. Т. 2. М.: Художественная литература, 1956. С. 93–330.

Герцен А.И. С того берега // Герцен А.И. Собрание сочинений: в 9-ти т. Т. 3. М.: Художественная литература, 1956. С. 233–376.

Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1877 г. // Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30-ти т. Т. 25. Л.: Наука, 1983. С. 5–223.

Достоевский Ф.М. Дневник писателя. 1881 // Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30-ти т. Т. 27. Л.: Наука, 1984. С. 3–174.

Евлампиев И.И. Русская философия в европейском контексте. СПб.: Изд-во РХГА, 2017.

Евлампиев И.И. Образ Иисуса Христа в философском мировоззрении Ф.М. Достоевского. СПб.: РХГА, 2021.

Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России // Киреевский И.В. Эстетика и критика. М.: Искусство, 1979. С. 248–292.

Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Леонтьев К.Н. Полное собрание сочинений: в 12-ти т. Т. 7. Кн. 1. СПб.: Владимир Даль, 2005. С. 300–442.

Леонтьев К.Н. Передовые статьи «Варшавского Дневника» (Публицистика 1880 года) // Леонтьев К.Н. Полное собрание сочинений: в 12-ти т. Т. 7. Кн. 2. СПб.: Владимир Даль, 2006. С. 7–107.

Медведев И.П. Византийский гуманизм ХII–ХIII вв. СПб.: Алетейя, 1997.

Ревко-Линардато П.С. Влияние византийских гуманистов на культуру итальянского Возрождения // Ценности и смыслы. 2015. № 1. С. 5–18.

Соловьев В.С. Византизм и Россия // Соловьев В.С. Собрание сочинений: в 10-ти т. Т. 7. СПб.: Книготорговое товарищество «Просвещение», 1914. С. 285–328.

Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского // Соловьев В.С. Сочинения: в 2-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С. 289–323.

Чаадаев П.Я. Ответ на статью А.С. Хомякова «О сельских условиях» // Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма: в 2-х т. Т. 1. М.: Наука, 1991. С. 539–545.

Чаадаев П.Я. Философические письма // Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма: в 2-х т. Т. 1. М.: Наука, 1991. С. 320–440.

Siniossoglou, N., 2011. Radical Platonism in Byzantium: illumination and utopia in Gemistos Plethon. Cambridge: Cambridge University Press, 2011.

Загрузки

Опубликован

29.03.2022

Выпуск

Раздел

КОНСТАНТИН ЛЕОНТЬЕВ: ЦВЕТУЩАЯ СЛОЖНОСТЬ. К 190-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ФИЛОСОФА

Как цитировать

Византизм в истории России: К.Н. Леонтьев и другие. (2022). Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, 1, 65–75. https://doi.org/10.24866/1997-2857/2022-1/65-75