РИССЁ КОСЭЙ-КАЙ НА САХАЛИНЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ ЯПОНСКОЙ БУДДИЙСКОЙ ОБЩИНЫ

Авторы

  • Савва Артурович МАЛЬЦЕВ Институт Китая и современной Азии РАН, г. Москва, Российская Федерация

DOI:

https://doi.org/10.24866/1997-2857/2025-3/16-22

Ключевые слова:

Риссё Косэй-кай, необуддизм, Сахалин, религиозная община, «Лотосовая сутра», хōдза

Аннотация

Статья посвящена исследованию истории и современного состояния японской буддийской организации Риссё Косэй-кай на Сахалине. На основе полевых материалов автор реконструирует процесс формирования общины, начавшийся в 1992 г. с визита японских миссионеров, и выделяет ключевые вехи ее институционализации, среди которых – получение административной независимости от японского центра в 2006 г. и обретение собственного храма в 2012 г. В работе анализируются внешние и внутренние вызовы, с которыми сталкивается община на современном этапе: старение и сокращение численности последователей, законодательные ограничения миссионерской деятельности в России, влияние пандемии COVID-19. Автор отмечает гибкость и адаптивность сообщества верующих, успешно перешедшего на онлайн-формат проведения хōдза и учебных семинаров, что позволило сохранить групповую идентичность и межличностные связи.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Савва Артурович МАЛЬЦЕВ, Институт Китая и современной Азии РАН, г. Москва, Российская Федерация

    аспирант Центра «Государство и религия в Азии» 

Библиографические ссылки

1. Агаджанян А.С. Необуддизм // Энциклопедия религий. М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. С. 861.

2. Гришачев С.В. Японское губернаторство Карафуто (1905–1945): история и социальная память // Ежегодник Япония. 2019. Т. 48. С. 272–286.

3. Игнатович А.Н., Светлов Г.Е. Лотос и политика: необуддийские движения в общественной жизни Японии. М.: Мысль, 1989.

4. Кодекс Российской Федерации об админист-ративных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.07.2025). Статья 5.26. Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ca82e094f1dcf553b6a4bfa7b9a3271b38922c98/

5. Мальцев С.А. Необуддийские практики в условиях культурной трансформации: исследование сахалинского опыта Риссё Косэй-кай // Исторический бюллетень. 2025. Т. 8. № 5. С. 301–308.

6. Сахалинская область усиливает меры по профилактике коронавируса // Официальный сайт губернатора и правительства Сахалинской области. URL: https://sakhalin.gov.ru/index.php?id=105&tx_ttnews%5Btt_news%5D=14439&cHash=b254030c5f90a6c45cb6e3112d4f88e6

7. Хоккайдō-гун «Дайгакусэй Сахарин юкō сисэцу-дан» дōкōки (Очерк о поездке делегации Хоккайдо в рамках студенческой миссии дружбы на Сахалин) // Кōсин симбун. 1992. 15 мая.

8. Japan-Sakhalin Association. URL: http://sakhalin-kyoukai.com/about

9. Morioka, K., 1979. The institutionalization of a new religious movement. Japanese Journal of Religious Studies, Vol. 6, no. 1–2, pp. 239–280.

Загрузки

Опубликован

30.09.2025

Как цитировать

РИССЁ КОСЭЙ-КАЙ НА САХАЛИНЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ ЯПОНСКОЙ БУДДИЙСКОЙ ОБЩИНЫ. (2025). Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, 3, 16-22. https://doi.org/10.24866/1997-2857/2025-3/16-22