The traces of bear worship in the Yakut burial of the 17th–18th century (Mamykan site, Central Yakutia)
DOI:
https://doi.org/10.24866/1997-2857/2021-3/5-13Keywords:
Yakuts, burial, funeral inventory, bear worship, bear claw, folk medicineAbstract
The finds of wild animals’ bones and claws are rare in the Yakut pre-Christian burials, the discovery of a bear claw in Mamykan burial in Central Yakutia dating back to the 17th – early 18th century is only the second case of such find. The article examines the characteristics of the burial and the composition of the funeral inventory, as well as attempts to interpret the meaning of the bear’s claw placed in the female burial. To this end, the author refers to the available archaeological and ethnographic information about the bear worship widespread in Eurasia from ancient times.
Downloads
References
Алексеев Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1980.
Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX – начале XX в. // Этнография и фольклор народов Сибири. Новосибирск: Наука, 2008. С. 17–184.
Бравина Р.И., Попов В.В. Погребально-поминальная обрядность якутов: памятники и традиции (XV–XIX вв.). Новосибирск: Наука, 2008.
Васильев Б.А. Медвежий праздник // Советская этнография. 1948. № 4. С. 78–104.
Григорьева А.М. О народной медицине якутов. Якутск: Кн. изд-во, 1991.
Гуляев В.И. Образ медведя в скифо-сибирском зверином стиле // Археология евразийских степей. 2017. № 3. С. 119–140.
Жамбалтарова Е.Д. Культ медведя у древнего населения Юго-Восточного Прибайкалья: интерпретация ранненеолитического объекта с черепом медведя Фофановского могильника // Россия и АТР. 2013. № 3. С. 142–151.
Зыков Ф.М. Традиционные орудия труда якутов (XIX – начало XX века). Новосибирск: Наука, 1989.
Кернер В.Ф. Медведь в обрядах перехода // Образы и сакральное пространство древних эпох. Екатеринбург: Аква-Пресс, 2003. С. 49–66.
Кирюшин Ю.Ф. Энеолит и ранняя бронза юга Западной Сибири. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002.
Константинов И.В. Материальная культура якутов XVIII в. (по материалам погребений). Якутск: Якутиздат, 1971.
Косарев М.Ф. Основы языческого миропонимания. М.: Ладога-100, 2003.
Косинцев П.А. Человек и медведь в голоцене Северной Евразии (по археозоологическим данным) // Народы Сибири: история и культура. Медведь в древних и современных культурах Сибири. Новосибирск, 2000. С. 4–9.
Окладников А.П. Ленские древности. Вып. 3. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950.
Прокопьева А.Н. Раскопки средневекового поселения Мамыкан // Вопросы изучения истории и культуры народов Центральной Азии и сопредельных регионов. Материалы Международной научно-практической конференции. Кызыл, 2006. С. 30–33.
Содномпилова М.М. Лекари-близнецы в культуре тюрко-монгольских народов: круг целительских практик, атрибуты, приемы // Известия Лаборатории древних технологий. 2020. Т. 16. № 2. С. 67–80.
Соколова З.П. Культ медведя и медвежий праздник в мировоззрении и культуре народов Сибири // Этнографическое обозрение. 2002. № 1. С. 41–59.
Степанова О.Б. Северные селькупы: система традиционных взглядов в зеркале одного интервью // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2014. № 2. С. 124–131.
Табарев А.В. О ранних свидетельствах существования культа медведя в Евразии и Северной Америке // Народы Сибири: история и культура. Медведь в древних и современных культурах Сибири. Новосибирск, 2000. С. 10–14.
Crubézy, E., 2007. Mission Archéologique Française en Sibérie Orientale – 2007 (Rapport). Toulouse: Université Paul Sabatier.
Downloads
Published
Issue
Section
License
Copyright (c) 2021 Александра Николаевна Прокопьева

This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.