A template for describing the woven patterned belts of the Semeiskie communities of Western Transbaikalia
DOI:
https://doi.org/10.24866/1997-2857/2025-1/40-47Keywords:
Semeiskie communities, Western Transbaikalia, woven patterned belt, description template, ornamentAbstract
The article presents a template for describing the woven patterned belts of an Old Believers group – the Semeiskie communities of Western Transbaikalia. In addition to a template that allows to characterize a wide range of compositional and structural characteristics of a belt, the authors propose an algorithm for the process of analyzing it, as well as an example of description. A unified description of belts using this template will simplify the process of their identification and classification, and facilitate the development of new models for similar studies.
Downloads
References
1. Амброз А.К. Раннеземледельческий культовый символ («Ромб с крючками») // Советская этнография. 1965. № 3. С. 14–27.
2. Бломквист Е.Э., Гринкова Н.П. Бухтарминские старообрядцы. Л.: Изд-во АН СССР, 1930.
3. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Алтая и Забайкалья. Опыт сравнительной характеристики. Барнаул: Изд-во БЮИ, 2001.
4. Болонев Ф.Ф. Семейская живая старина за Байкалом. Очерки истории, культуры, быта и межэтническое взаимодействие: сборник научных статей. Улан-Удэ: НоваПринт, 2015.
5. Иванов В.Ф. Как цветок в янтаре. Народный костюм семейских Забайкалья. Улан-Удэ: Экос, 2018.
6. Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное издательство, 1994.
7. Костров А.В. «Семейские»: социокультурные трансформации в период формирования группы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2010. № 1. С. 82–84.
8. Лебедева Н.И. Прядение и ткачество восточных славян. М.: Изд-во АН СССР, 1956.
9. Лысенко О.В. Пояс как этнографический объект и музейный предмет (каталогизация и аналитические стратегии) // Этнографический источник: материалы третьих Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб.: РЭМ, 2004. С. 269–278.
10. Маслова Г.С. Русская народная одежда
Забайкалья (XIX–XX вв.) // Быт и искусство русского населения Восточной Сибири: в 2-х т. Т. 2. Забайкалье. Новосибирск: Наука, 1975. С. 48–70.
11. Нечаева Г.Н. Орнаментальный знак «ромб» и его ассоциативные местные названия // Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций. URL: https://ru.vetka-museum.by/o-muzee/pub-likatsii-sotrudnikov/ornamentalnyj-znak-romb-i-ego-assotsiativnye-mestnye-nazvaniya
12. Осипова Е.И. Ткачество. Новгородские традиции и современность. М.: Художественная школа, 2009.
13. Охрименко Г.И. Женский костюм семейских XIX–XX вв. и его украшения // Этнография русского населения Сибири и средней Азии. М.: Наука, 1969. С. 189–220.
14. Ткань – ритуал – человек. Традиции ткачества славян Восточной Европы. СПб.: Астур, 1992.
15. Трещенок Ю.М. Ритуальные функции одежды в традиционной культуре // Религиоведение. 2016. № 2. С. 120–127.
16. Фордевинд с Совенком // Совенок. 2019. № 5. С. 4–5.
17. Честнейшина Н.Н. О роли орнамента и текста на поясах старообрядцев Юго-Западного Алтая // Орнаментика в артефактах традиционных культур: материалы пятнадцатых международных Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб.: Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна, 2016. С. 23–26.
18. Чимбеев Н.Д. Некоторые материалы о ткачестве семейских Забайкалья // Известия Архитектурно-этнографического музея «Тальцы». 2002. № 1. С. 134–136.