Традиционная обрядовая пища северных селькупов

Авторы

  • Ольга Борисовна Степанов Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

DOI:

https://doi.org/10.24866/1997-2857/2024-1/48-56

Ключевые слова:

селькупы, обрядовая пища, кормление духов, поминовение усопших

Аннотация

В статье на основе полевых материалов автора и опубликованных в научной литературе сведений рассматривается роль пищи в базовых обрядах селькупской культурной традиции. Обрядовая пища селькупов делится на два типа – жертвенную пищу для духов и пищу для людей. Главный смысл кормления духов состоит в проявлении уважения, благодарении, задабривании и получении от них желаемого участия или неучастия в человеческой жизни. Человеческая трапеза несет в себе смысл сопричастности отмечаемому в обряде событию.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Ольга Борисовна Степанов, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

    кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнографии Сибири

Библиографические ссылки

Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: УрО РАН, 1995.

Гемуев И.Н. Семья у селькупов (XIX – начало ХХ в.). Новосибирск: Наука, 1984.

Пелих Г.И. Происхождение селькупов. Томск: ТГУ, 1972.

Пошехонова О.Е., Адаев В.Н. Погребальная и поминальная пища в североселькупском захоронении XIX в.: опыт этноархеологического анализа // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2016. № 3. С. 127–136.

Прокофьева Е.Д. Костюм селькупского (остяко-самоедского) шамана // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 11. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 335–375.

Прокофьева Е.Д. Представления селькупских шаманов о мире (по рисункам и акварелям селькупов) // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 20. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961. С. 54–74.

Прокофьева Е.Д. Старые представления селькупов о мире // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л.: Наука, 1976. С. 106–128.

Прокофьева Е.Д. Некоторые религиозные культы тазовских селькупов // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 33. Л.: Наука, 1977. С. 66–79.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2005.

Степанова О.Б. Злая или добрая: к вопросу о главном мифологическом образе селькупов // Омский научный вестник. 2006. № 8. С. 52–55.

Степанова О.Б. Отношения государства и коренных малочисленных народов Севера в начале ХХI в. в Красноселькупском районе ЯНАО // Вестник угроведения. 2018. № 2. С. 365–374.

Степанова О.Б. Северные селькупы: система традиционных взглядов в зеркале одного интервью // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2014. № 2. С. 124–131.

Степанова О.Б. Традиционное мировоззрение селькупов: представления о круговороте жизни и душе. СПб.: Петербургское востоковедение, 2008.

Третьяков П.И. Туруханский край, его природа и жители. СПб.: Типография В. Безобразова, 1871.

Ураев Р.А. Материалы к шаманизму тымских селькупов (по данным экспедиции 1956 г.) // Труды Томского государственного областного историко-архитектурного музея. Т. 7. Томск: ТГУ, 1994. С. 73–85.

Загрузки

Опубликован

22.03.2024

Выпуск

Раздел

АРХЕОЛОГИЯ, АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ В CIRCUM-PAСIFIC

Как цитировать

Традиционная обрядовая пища северных селькупов. (2024). Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, 1, 48-56. https://doi.org/10.24866/1997-2857/2024-1/48-56