Стратегемы разума: введение в концептуальный курс истории философских учений

Авторы

  • Сергей Евгеньевич Ячин Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Российская Федерация

DOI:

https://doi.org/10.24866/1997-2857/2023-1/98-111

Ключевые слова:

философская стратегия, коммуникативная стратегия, стратегемы разума, история философии

Аннотация

Статья знакомит читателей с ключевой идеей коллективного проекта концептуального курса истории философских учений. Замысел этого курса, рожденный опытом преподавания философии, состоит в том, чтобы взглянуть на философские учения как на особые коммуникативные стратегии. Понятая таким образом, философия предстает как обучение разумному пониманию родового опыта в его конкретно-исторической форме. Стратегической целью философского учения оказывается рефлексивное выстраивание опыта в определенном порядке. При этом ключевым условием достижения данной цели являются стратегемы разума: приемы, которые использует философ для пробуждения рефлексивного отношения к своему опыту, т.е. приемы пробуждения мысли. В их число входят парадоксы, апории, интеллектуальные уловки, антиномии, но исходным и основным приемом пробуждения мысли остается рефлексивно поставленный вопрос. Автор приглашает читателей, в случае заинтересованности, принять участие в данном проекте и предложить свою аналитику коммуникативной стратегии того или иного мыслителя.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Сергей Евгеньевич Ячин, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Российская Федерация

    доктор философских наук, профессор Департамента философии и религиоведения Школы искусств и гуманитарных наук

Библиографические ссылки

Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1976. С. 65–367.

Ахутин А.В. Дело философии // Ахутин А.В. Поворотные времена. СПб.: Наука, 2005. С. 22–87.

Бубер М. Проблема человека // Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. С. 157–227.

Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М.: Гнозис, 1994.

Гадамер Г.-Г. Диалектическая этика Платона (феноменологическая интерпретация «Филеба»). СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.

Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. М.; Минск: АСТ; Харвест, 2000.

Делез Ж., Гваттари, Ф. Что такое философия? М.; СПб.: Институт экспериментальной социологии; Алетейя, 1998.

Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М.: Наука,1980.

Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002.

Латур Б. Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013.

Рорти Р. Историография философии: четыре жанра // Джохадзе И.Д. Неопрагматизм Ричарда Рорти. М.: УРСС, 2001. С. 182–200.

Рорти Р. От религии через философию к литературе: путь западных интеллектуалов // Вопросы философии. 2003. № 3. С. 30–41.

Скиннер К. Значение и понимание в истории идей // Кембриджская школа: теория и практика интеллектуальной истории. М.: Новое литературное обозрение, 2018. С. 53–122.

Фейерабенд П. Против метода. Очерк анархистской теории познания. М.: АСТ; Хранитель, 2007.

Хабермас Ю. Теория коммуникативной деятельности. М.: Весь Мир, 2022.

Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 41–62.

Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 221–238.

Хоркхаймер М. Затмение разума. К критике инструментального разума. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2011.

Хоркхаймер М., Адорно, Т.В. Диалектика Просвещения: Философские фрагменты. М.; СПб.: Медиум; Ювента, 1997.

Шнайдер У.-Й., Автономова Н.С. Археология знания // Гуманитарный портал. URL: https://gtmarket.ru/concepts/7117

Habermas, J., 1981. Theorie des kommunikativen Handelns. Frankfurt am Main: Suhrkamp.

Low, J., 2004. After method: mess in social science research. London: Routledge.

Загрузки

Опубликован

31.03.2023

Как цитировать

Стратегемы разума: введение в концептуальный курс истории философских учений. (2023). Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, 1, 98-111. https://doi.org/10.24866/1997-2857/2023-1/98-111