Макрорегион, мезорегион или административно-территориальная единица: поиски «родного края» в учебных пособиях по региональной истории России

Авторы

  • Наталия Александровна БЕРЕСНЕВА Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

DOI:

https://doi.org/10.24866/1997-2857/2025-2/70-78

Ключевые слова:

региональная история, школьный учебник, родной край, мезорегион, макрорегион, самопрезентация региона

Аннотация

На основе анализа названий 340 учебных пособий по региональной истории, изданных в позднесоветский период, в статье предпринимается попытка охарактеризовать, как артикулировались границы «родного края» различными регионами РСФСР в зависимости от стратегии их самопрезентации. Все многообразие вариантов названий разделено автором на три группы: 1. безлично-функциональные; 2. содержащие указание на конкретную административно-территориальную единицу; 3. апеллирующие к историко-географическим категориям (уровень макро/мезорегиона). Автор констатирует, что в советский период большинство учебников по региональной истории носило названия, относящиеся к первой и второй группе, в то время как в постсоветский период, напротив, наблюдается рост числа учебных пособий, посвященных мезо- и макрорегионам.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Наталия Александровна БЕРЕСНЕВА, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

    младший научный сотрудник Института региональных исторических исследований факультета гуманитарных наук

Библиографические ссылки

1. Алеврас Н.Н., Конюченко А.И. История Урала. XI–XVIII в.: учебное пособие для учащихся старших классов муниципальных общеобразовательных учреждений, лицеев, гимназий. Челябинск, 2000.

2. Александров А.И. Из истории Южного Урала. Учебное пособие по истории родного края для учащихся 7–10 классов общеобразовательной школы. Челябинск, 1967.

3. Александров А.И. История родного края. Учебное пособие по историческому краеведению для учащихся 7–10 классов школ Челябинской области. Челябинск, 1978.

4. Балдин К.Е., Барвенко В.Г., Иванов Г.В. Ивановский край в истории Отечества. Учебное пособие по историческому краеведению для учащихся 9 класса. Иваново, 2007.

5. Береснева Н.А. Короткая история, «неидеальные деловые люди» и борьба за символический капитал: Дальний Восток на страницах региональных учебных пособий // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2024. № 1. С. 85–96.

6. Будаев Д.И., Ильюхов А.А. История Смоленщины XIX–XX вв. 9–10 класс: учебник по истории родного края. Смоленск, 2011.

7. Бурятия в истории СССР. Пособие для учащихся 7–8 классов. Улан-Удэ, 1965.

8. Гагкуев Р.Г. Учебники истории. Взгляд через Федеральный перечень учебников // Преподавание военной истории в России и за рубежом: сборник статей. Вып. 4. М.; СПб., 2021. С. 7–33.

9. Гордеева Н. «Изучение истории России полностью приведено к единообразию». В Казани прошла конференция по разработке учебников региональной истории // Рекламная служба «Татаринформа». URL: https://www.tatarinform.ru/news/net-istorii-regiona-otdelnoi-ot-istorii-strany-i-mira-596752

10. Загоровский В.П., Олейник Ф.С., Шуляковский Е.Г. История Воронежской области. Учебное пособие для средней школы. Воронеж, 1964.

11. Загоровский В.П., Олейник Ф.С., Шуляковский Е.Г. История нашего края. Воронеж, 1968.

12. История родного края. Учебное пособие для 7–10-х классов средних школ Оренбургской области. Челябинск, 1976.

13. История родного края. Учебное пособие для учащихся 7–10-х классов Тамбовской области. Тамбов, 1967.

14. История Сахалинской области. Учебное пособие по краеведению для учащихся VII–VIII классов. Южно-Сахалинск, 1963.

15. История Смоленщины. Ч. 1. Учебное пособие для учащихся восьмых классов школ Смоленской области. Смоленск, 1994.

16. История Смоленщины. Ч. 2. Учебное пособие для учащихся девятых классов школ Смоленской области. Смоленск, 1995.

17. История Тамбовской области. Воронеж, 1971.

18. История Урала. В помощь учащимся 9 и 10 классов средней школы. Свердловск, 1975.

19. Казачество в истории Ставрополья: учебное пособие для учащихся 6–7 классов. М., 2015.

20. Казачество в истории Ставрополья: учебное пособие для учащихся 8–9 классов. М., 2015.

21. Капцугович И.С. Книга для чтения по истории Прикамья (с древнейших времен до конца XIX в.): для 7–8 классов средней школы. Пермь, 1984.

22. Коцюба Д.В. История Кузбасса. Краеведческое пособие по истории СССР для учащихся 7–8 классов Кемеровской области. Кемерово, 1963.

23. Кулагина Г.А. История родного края. Книга по истории Среднего Урала для 7–8 классов средней школы. Свердловск, 1976.

24. Кулагина Г.А. История родного края. Книга по истории Среднего Урала для 7–8 классов средней школы. Свердловск, 1983.

25. Ластовский Г.А. История и культура Смоленщины с древнейших времен до конца XVIII в. Учебное пособие для школ Смоленской области. Смоленск, 1997.

26. Люби и изучай свой край. Учебное пособие по истории и природоведению для учащихся четвертого класса. Ярославль, 1965.

27. Любичанковский С.В. Эволюция места исторического краеведения в советской школе // Известия Самарского научного центра РАН. Исторические науки. 2020. Т. 2. № 1. С. 64–70.

28. Миненко Н.А. История Новосибирской области. Новосибирск, 1975.

29. Мой Приморский край. Страницы истории. Основное общее образование: учебное пособие: в 2-х ч. М., 2021.

30. Наш край в истории СССР. Учебное пособие для учащихся VII–VIII классов. Сыктывкар, 1964.

31. Наш край в истории СССР. Учебное пособие по краеведению для 7–10 классов. Архангельск, 1968.

32. Наш край в истории СССР. Учебное пособие по краеведению для 7–10 классов. Архангельск, 1974.

33. Наш край в истории СССР. Учебное пособие по краеведению для 7–10 классов. Архангельск, 1979.

34. Наш край в истории СССР. Учебное пособие по краеведению для учащихся 7–8 классов. Иваново, 1962.

35. Наш край в истории СССР. Учебное пособие по краеведению для учащихся 7–10 классов Ивановской области. Ярославль, 1971.

36. Наш родной край. Учебное пособие по историческому краеведению для учащихся 9–11 классов. Иваново, 1963.

37. Об усилении краеведческой работы в школах и издании краеведческих пособий для школьников // Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. 1961. Вып. 8. С. 27–31.

38. О работе по созданию краеведческих пособий // Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. 1962. Вып. 42. С. 21–26.

39. Осьминский Т.И. Наш край в истории СССР. Учебное пособие для учащихся восьмилетней и средней школ Вологодской области. Вологда, 1965.

40. Петрович В.Г. Рассказы по истории Саратовского Поволжья. Учебное пособие для учащихся 4–5-х классов общеобразовательных организаций Саратовской области. Саратов, 2018.

41. Петрович В.Г. Саратовское Поволжье в XVI–XVII вв. Учебно-методическое пособие для учащихся 7 классов общеобразовательных организаций Саратовской области. Саратов, 2020.

42. Политика памяти в России – региональное измерение / под ред. А.И. Миллера, О.Ю. Малиновой и Д.В. Ефременко. М.: ИНИОН, 2023.

43. Прикамье, век XX. Наш край с 1900 по 1985 г. Учебное пособие для учащихся 9–10-х классов средней школы. Пермь, 1987.

44. Стрелова О.Ю. История Дальнего Востока России в Новое время (XVII–XVIII вв.): учебное пособие для 7–8 классов общеобразовательных организаций. М., 2022.

45. Стрелова О.Ю., Романова М.И. История Дальнего Востока России в древности и Средневековье: учебное пособие для 5–6 классов общеобразовательных организаций. М., 2021.

46. Стрелова О.Ю., Романова М.И., Перфильева А.С. История Дальнего Востока России в Новое время (1801–1914 гг.): учебное пособие для 9 класса общеобразовательных организаций. М., 2023.

47. Чернышев С.С. Родиноведение. Краткий обзор географии Калужской губернии. Пособие для учеников четырехклассных, двухклассных и одноклассных училищ и церковно-приходских школ с приложением карты Калужской губернии. М., 1909.

Загрузки

Опубликован

30.06.2025

Как цитировать

Макрорегион, мезорегион или административно-территориальная единица: поиски «родного края» в учебных пособиях по региональной истории России. (2025). Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, 2, 70-78. https://doi.org/10.24866/1997-2857/2025-2/70-78