НОВЫЕ ПОРТЫ И ТРАНСПОРТНЫЕ УЗЛЫ ПРИМОРЬЯ В ПЛАНАХ РЕГИОНАЛЬНОГО РУКОВОДСТВА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1990-х гг.
DOI:
https://doi.org/10.24866/1997-2857/2024-3/57-69Ключевые слова:
морские порты, транспортная инфраструктура, транзит, Приморский край, транспортный узелАннотация
В статье на основе архивных материалов исследуются планы строительства новых портов, а также связанных с ними транспортных узлов и транзитных коридоров в Приморском крае в первой половине 1990-х гг. Автор анализирует предпосылки возникновения идеи включения в международную транспортную сеть портов Хасанского и Шкотовского районов, мотивы участия органов государственной власти и бизнеса в подготовке предложений по модернизации транспортной инфраструктуры. Особое внимание уделено факторам, обусловившим невозможность воплощения указанных замыслов в 1990-е гг.
Библиографические ссылки
Бардаль А.Б. Транспортный комплекс России в период реформ: Дальневосточный ракурс // Пространственная экономика. 2017. № 4. С. 100–129.
Бурлаков В.А. Проект «Туманган» и игра геополитических интересов в Северо-Восточной Азии в 90-е годы ХХ века. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2007.
Вахненко Р.В. Морские порты Япономорского региона (экономико-географическая характеристика). Владивосток: Дальнаука, 1998.
Вахненко Р.В. Морской транспорт Дальнего Востока в современных рыночных условиях // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2008. № 2. С. 81–95.
Ващук А.С. Международный транспортный коридор «Приморье-2»: идеи, проекты, реалии в русле «Тихоокеанского разворота» // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2016. № 3. С. 121–138.
Ващук А.С. Развитие предпринимательства на железнодорожном транспорте и в портовом хозяйстве Хасанского района Приморского края в конце XX – начале XXI вв. // Региональные проблемы. 2017. Т. 20. № 3. С. 39–49.
Ващук А.С., Воронцов Н.С. Дальневосточный фронтир 1990-х годов: от «территории-крепости» к новым формам развития региона // Журнал фронтирных исследований. 2022. Т. 7. № 4. С. 104–135.
Воронцов Н.С. Нереализованные проекты свободных экономических зон в Приморье: исторический очерк // Россия и АТР. 2018. № 3. С. 31–44.
Ворота в АТР – так называют сегодня Приморье. Но достаточно ли широко они распахнуты? // Утро России. 1991. 26 сентября. С. 2.
«Гринпис»: мирный протест в Светлой // Утро России. 1992. 5 ноября. С. 3.
Губернатор: Площадку для белорусского порта в Приморье выберут в 2024 году. Китай может принять участие в проекте в качестве партнера. URL: https://portnews.ru/news/365461/
Зеленцов В.В. Приватизация предприятий морского транспорта, 1990-е годы // Россия и АТР. 2005. № 2. С. 71–76.
Как морской терминал «Порт Вера» преобразил поселок Подъяпольское в Приморье. URL: https://vostokmedia.com/news/2023-11-09/kak-morskoy-terminal-port-vera-preobrazil-posyolok-pod-yapolskoe-v-primorie-3094155
Лаврентьев А.В., Медведева Л.М. Опыт реформирования морского транспорта на Дальнем Востоке России: некоторые аспекты социально-экономической безопасности // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2014. № 2. С. 30–41.
Лоция северо-западного берега Японского моря от реки Туманная до мыса Белкина. М.: Главное управление навигации и океанографии МО СССР, 1984.
Малышенко Н.А., Письмак Д.О. Проблемы порта Посьет // Актуальные проблемы развития судоходства и транспорта: материалы национальной научно-технической конференции с международным участием. Владивосток: Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, 2022. С. 120–125.
Приморский порт «Суходол» отгрузил миллионную тонну угля. URL: https://vostok.today/50571-primorskij-port-suhodol-otgruzil-millionnuju-tonnu-uglja.html
Савченко А.Е. Вызов пространства: абстрактная геополитика, потенциал территории и историческая колея дальневосточного приграничья в 1990-х гг. (на примере Хасанского района) // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2023. № 2. С. 48–56.
Светлые дни «Светлой» // Утро России. 1991. 27 сентября. С. 2.
CП «Светлая» уже ничего не светит // Владивосток. 1998. 23 апреля. С. 2.
Холоша М.В., Гулидов Р.В. Потенциал бухты Троицы в Приморском крае // Морские порты. 2011. № 5. С. 48–51.
Холоша М.В., Гулидов Р.В. Проект «Туманган»: история вопроса, текущее положение и потенциал // Пространственная экономика. 2011. № 2. С. 178–181.
Широкие перспективы порта Зарубино. URL: https://morvesti.ru/analitika/1688/96864/
Bardal’, A.B., 2017. Transportnyi kompleks Rossii v period reform: Dal’nevostochnyi rakurs [Transport in Russia during reforms: the Far Eastern viewpoint], Prostranstvennaya ekonomika, no. 4, pp. 100–129. (in Russ.)
Burlakov, V.A., 2007. Proekt «Tumangan» i igra geopoliticheskikh interesov v Severo-Vostochnoi Azii v 90-e gody XX veka [The Tumangan Project and the game of geopolitical interests in North-East Asia in the 1990s]. Vladivostok: Izd-vo VGUES. (in Russ.)
Vakhnenko, R.V., 1998. Morskie porty Yaponomorskogo regiona (ekonomiko-geograficheskaya kharakteristika) [Sea ports of the Sea of Japan region (economic and geographical characteristics)]. Vladivostok: Dal’nauka. (in Russ.)
Vakhnenko, R.V., 2008. Morskoi transport Dal’nego Vostoka v sovremennykh rynochnykh usloviyakh [Maritime transport of the Russia Far East under modern market conditions], Tamozhennaya politika Rossii na Dal’nem Vostoke, no. 2, pp. 81–95. (in Russ.)
Vashchuk, A.S., 2016. Mezhdunarodnyi transportnyi koridor «Primor’e-2»: idei, proekty, realii v rusle «Tikhookeanskogo razvorota» [International transport corridor «Primorye-2» as a case of «The Pacific development of Russia»: from projects to realities], Crede Experto: transport, obshchestvo, obrazovanie, yazyk, no. 3, pp. 121–138. (in Russ.)
Vashchuk, A.S., 2017. Razvitie predprinimatel’stva na zheleznodorozhnom transporte i v portovom hozyaistve Khasanskogo raiona Primorskogo kraya v kontse XX – nachale XXI vv. [Business development in rail transport and port economy of Khasansky District of Primorsky Krai in the late XXth – early XXIst century], Regional’nye problemy, Vol. 20, no. 3, pp. 39–49. (in Russ.)
Vashchuk, A.S. and Vorontsov, N.S., 2022. Dal’nevostochnyi frontir 1990-kh godov: ot «territorii-kreposti» k novym formam razvitiya regiona [The Far Eastern frontier of the 1990s: from «fortress territory» to new forms of regional development], Zhurnal frontirnykh issledovanii, Vol. 7, no. 4, pp. 104–135. (in Russ.)
Vorontsov, N.S., 2018. Nerealizovannye proekty svobodnykh ekonomicheskikh zon v Primor’e: istoricheskii ocherk [Unrealized projects of special economic zones in Primorye: an essay in history], Rossiya i ATR, no. 3, pp. 31–44. (in Russ.)
Vorota v ATR – tak nazyvayut segodnya Primor’e. No dostatochno li shiroko oni raspakhnuty? [The Gateway to the Asia-Pacific Region – that’s what Primorye is called today. But are they wide open?], Utro Rossii, 1991, September 26, p. 2. (in Russ.)
«Grinpis»: mirnyi protest v Svetloi [Greenpeace: peaceful protest in Svetlaya], Utro Rossii, 1992, November 5, p. 3. (in Russ.)
Gubernator: Ploshchadku dlya belorusskogo porta v Primor’e vyberut v 2024 godu. Kitai mozhet prinyat’ uchastie v proekte v kachestve partnera [The Governor says: The site for the Belarusian port in Primorye will be selected in 2024. China may participate in the project as a partner]. URL: https://portnews.ru/news/365461/ (in Russ.)
Zelentsov, V.V., 2005. Privatizatsiya predpriyatii morskogo transporta, 1990-e gody [Privatization of sea transport enterprises of the Russian Far East in the 1990s], Rossiya i ATR, no. 2, pp. 71–76. (in Russ.)
Kak morskoj terminal «Port Vera» preobrazil posyolok Pod’yapol’skoe v Primor’e [How the Port Vera sea terminal transformed the village of Pod’yapol’skoe in Primorye]. URL: https://vostokmedia.com/news/2023-11-09/kak-morskoy-terminal-port-vera-preobrazil-posyolok-pod-yapolskoe-v-primorie-3094155 (in Russ.)
Lavrentiev, A.V. and Medvedeva, L.M., 2014. Opyt reformirovaniya morskogo transporta na Dal’nem Vostoke Rossii: nekotorye aspekty sotsial’no-ekonomicheskoi bezopasnosti [The experience of reforming maritime transport in the Far East of Russia: some aspects of socio-economic security], Oikumena. Regionovedcheskie issledovaniya, no 2, pp. 30–41. (in Russ.)
Lotsiya severo-zapadnogo berega Yaponskogo morya ot reki Tumannaya do mysa Belkina [Pilot chart for the northwestern coast of the Sea of Japan from the Tumannaya River to Cape Belkin]. Moskva, 1984. (in Russ.)
Malyshenko, N.A. and Pis’mak, D.O., 2022. Problemy porta Pos’et [Problems of Port Posiet]. In: Aktual’nye problemy razvitiya sudokhodstva i transporta: materialy natsional’noi nauchno-tekhnicheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Vladivostok, 2022, pp. 120–125. (in Russ.)
Primorskii port «Sukhodol» otgruzil millionnuyu tonnu uglya [Port Sukhodol of Primorye shipped the millionth ton of coal]. URL: https://vostok.today/50571-primorskij-port-suhodol-otgruzil-millionnuju-tonnu-uglja.html (in Russ.)
Savchenko, A.E., 2023. Vyzov prostranstva: abstraktnaya geopolitika, potentsial territorii i istoricheskaya koleya dal’nevostochnogo prigranich’ya v 1990-kh gg. (na primere Khasanskogo raiona) [Challenge of the space: abstract geopolitics, territory potential, and the historical track of the Far Eastern borderlands in the 1990s (the case of Khasansky District)], Oikumena. Regionovedcheskie issledovaniya, no. 2, pp. 48–56. (in Russ.)
Svetlye dni «Svetloi» [Bright days of «Svetlaya»], Utro Rossii, 1991, September 27, p. 2. (in Russ.)
SP «Svetlaya» uzhe nichego ne svetit [The Svetlaya Joint Venture has no future], Vladivostok, 1998, April 23, p. 2. (in Russ.)
Kholosha, M.V. and Gulidov, R.V., 2011. Potentsial bukhty Troitsy v Primorskom krae [Potential of Trinity Bay in Primorsky Krai], Morskie porty, no. 5, pp. 48–51. (in Russ.)
Kholosha, M.V. and Gulidov, R.V., 2011. Proekt «Tumangan»: istoriya voprosa, tekushchee polozhenie i potentsial [The Tumangan Project: history, current situation, and potential], Prostranstvennaya ekonomika, no. 2, pp. 178–181. (in Russ.)
Shirokie perspektivy porta Zarubino [Broad prospects for the port of Zarubino]. URL: https://morvesti.ru/analitika/1688/96864/ (in Russ.)