Тело как текст: авторефлексия и поиски идентичности в повести Еганы Джаббаровой «Руки женщин моей семьи были не для письма»
DOI:
https://doi.org/10.24866/2949-2580/2025-3/18-25Ключевые слова:
современная женская проза, автофикшн, телесность, интерсубъективностьАннотация
Цель статьи – исследовать художественное своеобразие повести Еганы Джаббаровой «Руки женщин моей семьи были не для письма», определить место произведения в контексте современной женской прозы и выявить роль телесного кода в произведении. Отмечено, что через призму собственного телесного опыта автор раскрывает ключевые вопросы самоидентификации, культурного наследия и социальной роли женщины в патриархальном обществе. Доказано, что именно телесность – центральный элемент формирования индивидуальной и коллективной идентичности, играющий важную роль в понимании главного конфликта текста. Анализируются ключевые проблемы повести: невозможность выразить собственное мнение, женская свобода и её границы, болезнь как символ разрушения традиционных представлений о женственности. В статье дан анализ символизма отдельных деталей, таких как глаза, волосы, руки, которые приобретают особое значение в художественном пространстве произведения, также рассмотрены жанровая специфика текста, художественный метод, уделяется внимание особенностям авторского стиля, оригинальной композиции и форме повествования.
Скачивания
Библиографические ссылки
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Москва: Искусство, 1979. 424 с.
2. Быховская И.М. Homo somatikos: Аксиология человеческого тела. Москва: URSS, 2000. 208 с. URL: https://urss.ru/cgi-bin/db.pl?page=Book&id=778 (дата обращения: 01.09.2025).
3. Джаббарова Е. Руки женщин моей семьи были не для письма. URL: https://books.yandex.ru/books/cOOpEbFK (дата обращения: 09.08.2025).
4. Лакофф Дж., Джонсон М. Философия в плоти: воплощённое мышление и его вызов западной философии. Нью-Йорк: Basic Books, 1999. 624 с.
5. Матурана У., Варела Ф. Древо познания. Москва: Прогресс-Традиция, 2001. 224 с.
6. Сапогова Е.Е. Пищевая семантика автобиографических нарративов // Человек.RU. 2019. № 14. С. 97–118. DOI: https://doi.org/10.32691/2410-0935-2019-14-97-118
7. Темиршина О.Р. Поэтика деформации. Образы телесного в поэзии Егора Летова // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сборник научных трудов. Екатеринбург; Тверь, 2017. 337 с.
8. Тхостов А.Ш. Психология телесности. Москва: Смысл, 2002. 227 с.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Ольга Ивановна Осипова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.