ТРАДИЦИИ АГИОГРАФИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. ВАРЛАМОВА
DOI:
https://doi.org/10.24866/2949-2580/2024-1/18-25Ключевые слова:
жанр жития, агиография, хронотоп, библейский текст, мотивы, топос чудаАннотация
Русская литература имеет неразрывную связь с христианской традицией. Сюжеты и жанры Священного писания укоренились в сознании, что позволяет художнику видеть в Библии источник художественной модели. В творчестве Алексея Варламова библейский контекст часто является неотъемлемой частью произведения. С агиографической жанровой традицией связаны и роман «Затонувший ковчег», и рассказы «Звездочка», и «Ангел». Элементы жития, по-разному вплетенные в прозу автора, позволяют расширить смысловые оттенки, проясняя духовные поиски автора.
Скачивания
Библиографические ссылки
Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. 300 с.
Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М.: РГГУ, 2001. 420 с.
Варламов А.Н. Ангел. URL: https://m.ok.ru/pristan123/topic/66300742869001?-ysclid=-lov1l8p9tn624101389 (дата обращения: 28.11.23).
Варламов А.Н. Затонувший ковчег. URL: https://azbyka.ru/fiction/zatonuvshij-kovcheg-aleksej-varlamov/ (дата обращения: 28.11.23).
Варламов А.Н. Звездочка. URL: https://sharlib.com/read_251490-1 (дата обращения: 28.11.2023).
Варламов А.Н. «О дне же том и часе никто не знает». Апокалиптические мотивы в русской прозе конца XX века // Литературная учеба. 1997. № 5–6. С. 69–77.
Дорофеева Л.Г. Образ смиренного человека в Житии Феодосия Печерского: к про-блеме поэтики жития // Научное мнение. 2013. № 5. С. 22–25. EDN: QIKHXZ
Дорофеева Л.Г., Харитонова А.В. Рождественский и пасхальный архетипы в рас-сказе А. Варламова «Звездочка»: к проблеме типологии сюжета и героя // Вестник Балтий-ского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2023. № 2. С. 98–106. https://doi.org/10.5922/pikbfu-2023-2-9
Ильин Б.Б. Трансформации пространства в житиях (на материале житий Успенско-го сборника) // Litera. 2021. № 10. С. 31–43. https://doi.org/10.25136/2409-8698.2021.10.36484
Кондратьева В.В. Архетипические мотивы и образы в повести А.Н. Варламова «Рождение» // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 9(162). С. 204–208. EDN: YKGVXR
Лейдерман Н.Л. К определению сущности категории «жанр» // Жанр и компози-ция литературного произведения. Межвуз. сб. Калининград: Изд-во КГУ, 1976. Вып. 3. С. 3–13.
Ничипоров И.Б. Человек на пороге Церкви в рассказах Алексея Варламова // Тру-ды Коломенской духовной семинарии. 2022. № 1(16). С. 92–102. EDN: PBVMTK
Новикова Е.О. Библейские аллюзии в романе А. Варламова «Затонувший ковчег» // Сибирский филологический форум. 2023. № 2. С. 84–97. EDN: TBQOVQ
Осипова О.И. Жанровые модификации прозы Серебряного века: монография. М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2014. 360 c.
Рыженков А. Специфика описания чуда и его место в композиции древнерусских житий // Труды Воронежской духовной семинарии. 2020. № 12. С. 137–150. EDN: MKPGNR
Сегень А. Показать восхождение русского человека во всей его полноте // Беседа с писателем Алексеем Варламовым. Православие. URL: http://www.pravoslavie.ru/79574.html (дата обращения: 07.1.2024).
Харитонова А.В. Женские образы в малой прозе А. Варламова // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2023. № 4(49). С. 377–381. https://doi.org/10.34680/2411-7951.2023.4(49).377-381
Чупринин К. Алексей Варламов: Каждый раз в церкви встречаюсь с чудом // Правмир: 2011. 17 окт. URL: https://www.pravmir.ru/aleksej-varlamov-kazhdyj-raz-v-cerkvi-vstrechayus-s-chudom/?ysclid=lpnc7wpqad548986416 (дата обращения: 23.11.2023).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 1. Автор (авторы) несет (несут) ответственность за содержание рукописи этой статьи. 2. Автор (авторы) дает (дают) согласие на обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», а также на публикацию статьи в открытом доступе и передачу всех необходимых сведений в наукометрические базы данных. 4. Автор (авторы) подтверждает (подтверждают), что материалы не были опубликованы ранее и в настоящее время рукопись статьи не находится на рассмотрении редакционной коллегии другого издания. 5. Автор (авторы) подтверждает (подтверждают) отсутствие конфликта интересов.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.