Специфика жанровой природы и коммуникативно-прагматической организации «Сказания отца нашего Агапия»

Авторы

  • Елена Александровна Петренко Дальневосточный федеральный университет https://orcid.org/0009-0007-1269-5136
  • Анна Сергеевна Аксютина Дальневосточный федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.24866/2949-2580/2025-1/71-80

Ключевые слова:

«Сказание отца нашего Агапия», древнерусская литература, жанровый синкретизм, коммуникативно-прагматическая структура, дискурс

Аннотация

В статье анализируется, как коммуникативная задача автора текста – духовное наставление читателя через повествование о праведнике Агапии – реализуется посредством использования текстов-образцов разных жанров, среди которых наиболее отчётливо прочитываются житие, хождение и слово. «Сказание отца нашего Агапия» демонстрирует пример жанрового синкретизма, сочетая признаки нескольких канонических жанров средневековой православной книжности. Это обусловливает специфику коммуникативно-прагматической организации текста, выражающуюся в композиционных решениях, применении этикетных формул и характерных для каждого жанра лингвистических средств. 

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Елена Александровна Петренко, Дальневосточный федеральный университет

    Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы

  • Анна Сергеевна Аксютина, Дальневосточный федеральный университет

    Студент кафедры русского языка и литературы

Библиографические ссылки

1. Аверинцев С.С. Авторитет и авторство // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: Наука, 1994. С. 105–125.

2. Воробьева С.Н. Апокрифическая литература в контексте религиозно-нравственного воспитания древнерусского человека // Мир русского слова. 2017. № 2. С. 71–76.

3. Живов В.М. Особенности рецепции византийской культуры в древней Руси // Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 73–115.

4. Золотова Г.А., Ониперко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 2004. 544 с.

5. Колесов В.В. Древнерусский литературный язык. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. 296 с.

6. Лихачев Д.С. Жанры и виды древнерусской литературы. Литература и действительность // Древняя русская литература в исследованиях: хрестоматия / сост. Л.Н. Гусева, Л.Л. Короткая. Минск, 1979. С. 33–52.

7. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Наука, 1979. 372 с.

8. Мильков В.В., Смольникова Л.Н., Хачатурян В.М. Апокрифы Древней Руси: Тексты и исслед. М: Наука, 1997. 256 с.

9. Пенская Д.С. Византийское «Сказание отца нашего Агапия»: греческий текст и славянский перевод // Slověne. 2017. Т. 6, № 2. С. 101–136.

10. Пенская Д.С. Плавание со Христом. «Деяния Андрея и Матфия» как один из источников «Сказания отца нашего Агапия» // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология. 2015. № 4(44). С. 35–49.

11. Пиккио Р. Slavia orthodoxa: Литература и язык. М., 2003. 720 с.

12. Шабанова З.Г. Лингвистические средства воздействия православной проповеди (в историческом аспекте): автореф. дис. … канд. филол. наук. Махачкала, 2006. 165 с.

Загрузки

Опубликован

03-04-2025

Выпуск

Раздел

5.9.8. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ, ПРИКЛАДНАЯ И СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА

Как цитировать

[1]
2025. Специфика жанровой природы и коммуникативно-прагматической организации «Сказания отца нашего Агапия». Дальневосточный филологический журнал. 3, 1 (Apr. 2025), 71–80. DOI:https://doi.org/10.24866/2949-2580/2025-1/71-80.