Критерии оценки навыков информационно безопасного поведения подростков

Авторы

  • Виталий Николаевич Ефимов Марьинская школа № 1566 памяти Героев Сталинградской битвы

DOI:

https://doi.org/10.24866/2658-5855/2023-4/26-34

Ключевые слова:

информационная безопасность, подростки, технология, диагностика, критерии информационной безопасности

Аннотация

Целью статьи является рассмотрение актуальности формирования навыков информационно безопасного поведения подростков как поведения, обеспечивающего их безопасность при организации поиска, сбора, обработки, анализа и кодификации, использования и хранения информации с применением различных информационных источников, не наносящей вред окружающим. Автором решается одна из задач исследования, связанная с описанием технологии формирования навыков информационно безопасного поведения подростков в образовательной организации, предполагающая реализацию нескольких этапов, каждый из которых связан  с формированием компонентов информационно безопасного поведения подростка: этап актуализации и ознакомления – с формированием ценностно-мотивационного компонента в отношении информационной безопасности; этап понимания и преобразования – с формированием когнитивного компонента; этап применения и принятия – с формированием деятельностного компонента; этап анализа и синтеза – с формированием аналитического компонента; рефлексивный этап – с формированием креативного компонента. Результативность реализации этапов технологии формирования навыков информационно безопасного поведения подростков представлена исходя из целей ее реализации, по знаниевому (когнитивному), мотивационно-деятельностному, рефлексивному критериям. 

Биография автора

  • Виталий Николаевич Ефимов, Марьинская школа № 1566 памяти Героев Сталинградской битвы

    учитель информатики

Библиографические ссылки

Семухин С.Д. Нормативно-правовая база информационной безопасности детей, проблемы воздействия на ребёнка и пути решения // Правовое регулирование экономической деятельности. 2022. № 2. С. 35–41. Semukhin S.D. Regulatory and legal framework for information security of children, problems of impact on the child and solutions. Legal regulation of economic activity, 2022, no. 2, pp. 35–41. (In Russ.).

Полянина А.К. Дефекты правового обеспечения информационной безопасности детей // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2022. Т. 3, № S(89). С. 16–18. Polyanina A.K. Defects in the legal provision of information security for children. Actual problems of humanitarian and socio-economic sciences, 2022, vol. 3, no. S(89), pp. 16–18. (In Russ.).

Полянина А.К. Технологии управления информационной безопасностью детей // Информационные технологии в экономике и управлении: сборник материалов V всероссийской научно-практической конференции. Махачкала, 2022. С. 80–81. Polyanina A.K. Technologies for managing information security for children. Information technologies in economics and management: collection of materials of the V All-Russian scientific and practical conference. Makhachkala, 2022. P. 80–81. (In Russ.).

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. Москва: Смысл, 2017. 375 с. Soldatova G.U., Rasskazova E.I., Nestik T.A. The digital generation of Russia: competence and security. Moscow, Science Publ., 2017. 375 p. (In Russ.).

Тарасова А.В., Маскалянова С.А. Педагогические подходы к обеспечению информационной безопасности детей и подростков в сети Интернет // Психолого-социально-педагогический светофор информационной среды. сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. Липецк, 2022. С. 41–47. Tarasova A.V., Maskalyanova S.A. Pedagogical approaches to ensuring information security of children and adolescents on the Internet. Psychological, socio-pedagogical traffic light of the information environment: collection of materials of the interregional scientific and practical conference. Lipetsk, 2022, pp. 41–47. (In Russ.).

Долматова Ю.Ю., Тафинцева Л.М. Информационная безопасность и защита прав детей в Интернет-среде // Психолого-социально-педагогический светофор информационной среды. сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. Липецк, 2022. С. 21–26. Dolmatova Yu.Yu., Tafintseva L.M. Information security and protection of children's rights in the Internet environment. Psychological, socio-pedagogical traffic light of the information environment: collection of materials of the interregional scientific and practical conference. Lipetsk, 2022, pp. 21–26. (In Russ.).

Контылева Е.А., Сагалаев А.В. Информационная безопасность детей и подростков в сети интернет // Энергетические установки и технологии. 2023. Т. 9, № 1. С. 165–172. Kontyleva E.A., Sagalaev A.V. Information security of children and adolescents on the Internet. Power plants and technologies, 2023, vol. 9, no. 1, pp. 165–172. (In Russ.).

Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. Москва: Педагогика, 1982. 165 с. Zagvyazinsky V.I. Methodology and methodology of didactic research. Moscow, Pedagogy Publ, 1982. 165 p. (In Russ.).

Ефимов В.Н. Информационно безопасное поведение подростков // Образование и общество. 2022. № 6(137). С. 126–133. Efimov V.N. Information-safe behavior of adolescents. Education and society, 2022, no. 6 (137), pp. 126–133. (In Russ.).

Галагузова Ю.Н., Ефимов В.Н. Технология формирования информационно безопасного поведения учащихся на уроках информатики // Челябинский гуманитарий. 2022. № 4(61). С. 31–36.Galaguzova Yu.N., Efimov V.N. Technology for the formation of information-safe behavior of students in computer science lessons. Chelyabinsk Humanities, 2022, no. 4(61), pp. 31–36. (In Russ.).

Астафьева О.Н., Захарова О.А. Информационно-коммуникативная компетентность личности в условиях становления информационного общества // Медиакультура новой России: методология, технология, практики. Екатеринбург; Москва: Академ. проект, 2007. С. 374–385. Astafyeva O. N., Zakharova O.A. Information and communication competence of a person in the conditions of the formation of an information society. Media Culture of the New Russia: methodology, technology, and practices. Yekaterinburg, Moscow, Academ. the project Publ., 2007, pp. 374–385. (In Russ.).

Дерендяева Н.С. Структура, критерии, уровни и показатели сформированности культуры информационной безопасности школьников // Наука и школа. 2016. № 5. С. 190–195. Derendyaeva N.S. Structure, criteria, levels and indicators of formation of culture of information security of schoolchildren. Science and school, 2016, no. 5, pp. 190–195. (In Russ.).

Борисова Т.В. Развитие информационной культуры младших школьников в пространстве воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 2014. 31 с. Borisova T.V. The development of information culture of younger schoolchildren in the space of education: abstract of PhD (Pedagogy) Thesis. Moscow, 2014. 31 p. (In Russ.).

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. Москва, 1994. 222 с. Klarin M.V. Innovative models of teaching in foreign pedagogical searches. Moscow, 1994. 222 p. (In Russ.).

Алтыникова Н.В., Ряписова А.Г. Оценивание сформированности рефлексивных умений студентов в образовательном процессе // Вестник педагогических инноваций. 2016. № 3(43). С. 5–20. Altynikova N.V., Ryapisova A.G. Assessment of the formation of students' reflexive skills in the educational process. Bulletin of pedagogical innovations, 2016, no. 3(43), pp. 5–20. (In Russ.).

Загрузки

Опубликован

08-08-2024

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Как цитировать

Критерии оценки навыков информационно безопасного поведения подростков. (2024). Социальная компетентность, 8(4), 26-34. https://doi.org/10.24866/2658-5855/2023-4/26-34