Формирование функциональной грамотности в начальной школе: теоретические и практические аспекты

Авторы

  • Наталья Леонидовна Коршунова Дальневосточный федеральный университет
  • Марина Александровна Лущик Начальная школа – детский сад № 14

DOI:

https://doi.org/10.24866/2658-5855/2023-4/6-25

Ключевые слова:

функциональная грамотность, качество образования, системно-деятельностный подход, оценка , федеральный государственный образовательный стандарт , начальное общее образование , универсальные учебные действия

Аннотация

В статье на основании отечественных исследований приведены теоретические подходы к формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся, рассматривается история понятия «функциональная грамотность». Выявлена значимость функциональной грамотности для жизнедеятельности человека в условиях изменений, происходящих в мире, а также определены факторы, способствующие успеху этого процесса. Раскрывается взаимосвязь понятий «функциональная грамотность» и «универсальные учебные действия», «системно-деятельностный подход». Обсуждаются вопросы, связанные с повышением уровня профессиональных компетенций учителей начальной школы. Обосновывается необходимость всестороннего изучения проблемы формирования функциональной грамотности в начальной школе. Полученные результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем изучении особенностей формирования функциональной грамотности младших школьников.  Рассматриваемая тема может быть также интересна педагогам для построения методической работы по формированию функциональной грамотности – навыка XXI века.

Биографии авторов

  • Наталья Леонидовна Коршунова, Дальневосточный федеральный университет

    кандидат педагогических наук, доцент, доцент Департамента педагогики и психологии развития Школы педагогики

  • Марина Александровна Лущик, Начальная школа – детский сад № 14

    заместитель директора по учебно-воспитательной работе; магистрант Школы педагогики Дальневосточного федерального университета

Библиографические ссылки

Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сборник материалов в помощь учителям, администрации школ и ДОУ, работникам органов управления образованием, методистам, преподавателям ИПК, педколледжей и педвузов, студентам педагогических учебных заведений / под науч. ред. А.А. Леонтьева. Москва: Изд. дом Рос. акад. образования «Баласс», 2003. 367 с. The educational system "School 2100". Pedagogy of common sense: a collection of materials to help teachers, school administrators and preschool institutions, employees of educational management bodies, methodologists, teachers of IPCs, pedagogical colleges and pedagogical universities, students of pedagogical educational institutions / Еd. A.A. Leont'ev. Mоscow, Balass Publ., 2003. 367 р. (In Russ.).

Результаты исследования PISA-2018. (https://fioco.ru/PISA-2018-results (дата обращения: 29.03.2024). The results of the PISA 2018 study. (In Russ.). https://fioco.ru/PISA-2018-results (accessed: March 26, 2024).

Результаты общероссийской оценки по модели PISA-2022 https://fioco.ru/отчеты-мси (дaта обращения: 21.03.2024). Results of the all-Russian assessment based on the PISA-2022 model. (In Russ.). https://fioco.ru/otchety-msi (accessed: March 21, 2024).

Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснокутская Л.П., Краснянская К.А. Результаты международного сравнительного исследования PISA в России // Вопросы образования. 2004. № 1. С. 114–156. Kovaleva G.S., Krasnovskii E.A., Krasnokutskaia L.P., Krasnianskaia K.A. The results of the PISA international comparative study in Russia. Issues of Education, 2004, no.1, pp.114–156. (In Russ.).

Серых Л.В., Пульная С.А., Терехова С.Е., Белова О.В. Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе: актуальный региональный опыт: сборник методических материалов. Часть 2. Белгород: ОГАОУ ДПО БелИРО, 2020. 472 с. Serykh L.V., Pul'naia S.A., Terekhova S.E., Belova O.V. Formation of functional literacy in primary school lessons: current regional experience: collection of methodological materials. Part 2. Belgorod, Belgorod Institute of Education Development Publ., 2020. 472 p. (In Russ.).

Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 1(23). С.179–185. Frolova P.I. On the historical development of the concept of "Functional literacy" in pedagogical theory and practice. Human Science: Humanitarian studies, 2016, no. 1(23), pp. 179–185. (In Russ.).

Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3–12. Lebedev O.E. Competence-based approach in education. School technologies, 2004, no. 5, pp. 3–12. (In Russ.).

Ермоленко В.А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект // Пространство и Время. 2015. № 1. Ermolenko V.A. Тhe development of functional literacy of the student: a theoretical aspect. Prostranstvo i Vremia, 2015, no. 1. (In Russ.)

Функциональная грамотность школьников: что это такое и как ее развивать. https://news.ramb-ler.ru/education/44384185-funktsionalnaya-gramotnost-shkolnikov-chto-eto-takoe-i-kak-ee-razvit (дата обращения: 28.12.2022). Functional literacy of schoolchildren: what is it and how to develop it. https://news.rambler.ru/education/44384185-funktsionalnaya-gramotnost-shkolnikov-chto-eto-takoe-i-kak-ee-razvit (accessed: December 28, 2022).

Ковцун А.А., Кохичко А.Н. Научные подходы к понятию «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука и школа. 2022. № 6. С. 99–109. Kovtsun A.A., Kokhichko A.N. Scientific approaches to the concept of "functional literacy" in pedagogical theory and practice. Science and School, 2022, no. 6, pp. 99–109. (In Russ.).

Дроботенко Ю.Б., Назарова Н.А. Обзор психолого-педагогических концепций формирования функциональной грамотности обучающихся // Вестник ОГУ. 2021. № 3(231). С. 32–42. https://doi.org/10.25198/1814-6457-231-3 Drobotenko Yu.B., Nazarova N.A. Review of psychological and pedagogical concepts of the formation of functional literacy of students. Herald of the Orenburg State University, 2021, no. 3(231), pp. 32–42. (In Russ.). https://doi.org/10.25198/1814-6457-231-3

Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы // Начальное образование. 2017. № 3. С. 3–7. Vinogradova N.F. Functional literacy of a primary school student: towards the formulation of the problem. Primary education, 2017, no. 3, pp. 3–7. (In Russ.).

Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы // На-чальное образование. 2017. № 4. С. 3–8. Vinogradova N.F. Functional literacy of a primary school student: towards the formulation of the problem. Primary education, 2017, no. 4, pp. 3–8. (In Russ.).

Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы // На-чальное образование. 2017. № 5. С. 3–7. Vinogradova N.F. Functional literacy of a primary school student: towards the formulation of the problem. Primary education, 2017, no. 5, pp. 3–7. (In Russ.).

Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы // На-чальное образование. 2017. № 6. С. 3–-7. Vinogradova N.F. Functional literacy of a primary school student: towards the formulation of the problem. Primary education, 2017, no. 6, pp. 3–7. (In Russ.).

Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы // Начальное образование. 2018. № 1. С. 3–10. Vinogradova N.F. Functional literacy of a primary school student: towards the formulation of the problem. Primary education, 2018, no. 1, pp. 3–10. (In Russ.).

Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы // Начальное образование. 2018. № 2. С. 3–7. Vinogradova N.F. Functional literacy of a primary school student: towards the formulation of the problem. Primary education, 2018, no. 2, pp. 3–7. (In Russ.).

Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы // На-чальное образование. 2018. № 3. С. 3–13. Vinogradova N.F. Functional literacy of a primary school student: towards the formulation of the problem. Primary education, 2018, no. 3, pp. 3–13. (In Russ.).

Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Ко-чурова, М.И. Кузнецова [и др.]; под ред. Н.Ф. Виноградовой. Москва: Вентана-Граф, 2018. 288 с. Vinogradova N.F., Kochurova E.E., Kuznetsova M.I. Functional literacy of a primary school student: a book for a teacher. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2018. 288 p. (In Russ.).

Асхадуллина Н.Н, Вильданова Д.Р. Формирование функциональной грамотности школьников как актуальная проблема российского образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-2. С. 27–30. Askhadullina N.N, Vil'danova D.R. Formation of functional literacy of schoolchildren as an urgent problem of Russian education. Problems of modern pedagogical education, 2021, no. 70-2, pp. 27–30. (In Russ.).

Асхадуллина Н.Н. Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся начальных классов: проблемы, тенденции, перспективы // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-4. С. 24–27. Askhadullina N.N. Mechanisms of formation of functional literacy of primary school students: problems, trends, prospects. Problems of modern pedagogical education, 2021, no. 71-4, pp. 24–27. (In Russ.).

Стрельцова А.Д. Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС // Форум молодых ученых. 2019. № 5(33). C. 1187–1191. Strel'tsova A.D. The system-activity approach as the basis for the implementation of the Federal State Educational Standard. Forum of Young Scientists, 2019, no. 5(33), pp. 1187–1191. (In Russ.).

Пичугин С.С., Громова Л.А, Самкова В.А, Красноперова В.Ф. Формирование функциональной грамотности в начальной школе // Инновационные проекты и программы в образовании. 2021. № 3(75). С. 49–56. Pichugin S.S., Gromova L.A, Samkova V.A, Krasnoperova V.F. Formation of functional literacy in primary school. Innovative projects and educational programs, 2021, no. 3(75), pp. 49–56. (In Russ.).

Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. № 4(61). С. 13–33. Basiuk V.S., Kovaleva G.S. The innovative project of the Ministry of Education "Monitoring the formation of functional literacy": main directions and first results. Domestic and foreign pedagogy, 2019, no. 4(61), pp. 13–33. (In Russ.).

Юртаева О.А. Роль профессиональной компетентности учителя в формировании функциональной грамотности школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-1. С. 322–325. Iurtaeva O.A. The role of professional competence of a teacher in the formation of functional literacy of schoolchildren. Problems of modern pedagogical education, 2021, no. 72-1, pp. 32–325. (In Russ.).

Виноградова Н.Ф. Стратегическая задача повышения профессионального мастерства учителя начальной школы в свете реализации ФГОС НОО // Начальное образование. 2020. № 2. С. 3–7. Vinogradova N.F. The strategic task of improving the professional skills of primary school teachers in the light of the implementation of the Federal State Educational Standard. Primary education, 2020, no. 1, pp. 3–7. (In Russ.).

Виноградова Н.Ф. Стратегическая задача повышения профессионального мастерства учителя начальной школы в свете реализации ФГОС НОО // Начальное образование. 2020. № 2. С. 4–9. Vinogradova N.F. The strategic task of improving the professional skills of primary school teachers in the light of the implementation of the Federal State Educational Standard. Primary education, 2020, no. 2, pp. 4–9. (In Russ.).

Шатохина И.В. Формирование функциональной грамотности будущих учителей начальной школы в условиях педагогического образования // МНИЖ. 2023. № 1(127). С. 1–7. Shatokhina I.V. Formation of functional literacy of future primary school teachers in the context of pedagogical education. International scientific research Journal, 2023, no. 1(127), pp. 1–7. (In Russ.).

Мартынова Ю.В. Формирование функциональной грамотности у студентов педагогического вуза на занятиях по французскому языку // Вестник СИБИТа. 2021. № 3. С. 39–43. Martynova IU.V. Formation of functional literacy among students of a pedagogical university in French language classes. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies, 2021, no. 3, pp. 39–43. (In Russ.).

Сергеева Л.А. Формирование функциональной математической грамотности студентов – будущих учителей начальной школы средствами математико-информационных задач // Гаудеамус. 2022. № 3. С. 74–81. Sergeeva L.A. Formation of functional mathematical literacy of students - future primary school teachers by means of mathematical and information tasks. Gaudeamus, 2022, no. 3, pp. 74–81. (In Russ.).

Тумашева О.В. Готовность будущего учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, № 3. С. 3–14. Tumasheva O.V. The readiness of the future teacher to form the functional literacy of students. Bulletin of the Minin University, 2021, vol. 9, no. 3, pp. 3–14. (In Russ.).

Алтухова С.П. Чтение – лучшее учение. // Начальная школа. 2021. № 3. С. 14–17. Altukhova S.P. Reading is the best teaching. Elementary School, 2021, no. 3, pp.14–17. (In Russ.).

Казачкова Н.Б, Солнышкина М.И. Почему современные дети не любят читать? // Начальная школа. 2021. № 3. С. 9–13. Kazachkova N.B, Solnyshkina M.I. Why do modern children not like to read. Elementary School, 2021, no. 3, pp. 9–13. (In Russ.).

Салова З.В. Технология продуктивного чтения // Начальная школа. 2016. № 11. С. 28–30. Salova Z.V. Productive reading technology. Elementary School, 2016, no.11, pp. 28–30. (In Russ.).

Самыкина С.В. Формирование читательской компетентности: проектные задачи по литературному чтению // Начальная школа. 2012. № 7. С. 67–70. Samykina S.V. Formation of reading competence: project tasks for literary reading. Elementary School, 2012, no. 7, pp. 67–70. (In Russ.).

Шадрина И.В. Математическое развитие младших школьников: теоретические предпосылки // Начальная школа. 2013. № 4. С. 72–77. Shadrina I.V. Mathematical development of primary school children: theoretical background. Elementary School, 2013, no. 4, pp. 72–77. (In Russ.).

Фёдорова С.В., Фролова Э.В. Формирование математической грамотности у младших школьников // Начальная школа. 2023. № 8. С. 37–-40. Fedorova S.V., Frolova E.V. The formation of mathematical literacy in primary school children. Elementary School, 2023, no. 8, pp. 37–40. (In Russ.).

Фомина Н.И. Система заданий для формирования математической грамотности у младших школьников // Начальная школа. 2023. № 8. С.40–44. Fomina N.I. A system of tasks for the formation of mathematical literacy in younger students. Elementary School, 2023, no. 8, pp. 40–44. (In Russ.).

Пичугин С.С. Формирование функциональной грамотности на уроках математики // Начальная школа. 2022. № 1. С. 38–46. Pichugin S.S. Formation of functional literacy in mathematics lessons. Elementary School, 2022, no. 1, pp. 38–46. (In Russ.).

Голованова В.С., Дворянова С.И., Калашова А.А., Клюева Е.В. Задания по формированию естественнонаучной грамотности у младших школьников // Начальная школа. 2023. № 8. С. 48–51. Golovanova V.S., Dvorianova S.I., Kalashova A.A., Kliueva E.V. Tasks for the formation of natural science literacy in primary school children. Elementary School, 2023, no. 8, pp. 48–51. (In Russ.).

Исследование уровня финансовой грамотности: четвертый этап. https://cbr.ru/analytics/szpp/fin_literacy/fin_ed_4/ (дата обращения: 12.04.2024). Financial literacy research: the fourth stage. Publ.: March 13, 2023. The Central Bank of the Russian Federation. https://cbr.ru/analytics/szpp/fin_literacy/fin_ed_4/ (accessed: April 12, 2024).

Корнеева О.С. Формирование у младших школьников элементарной финансовой грамотности // Начальное образование. 2012. № 4. С. 8–12. Korneeva O.S. Formation of elementary financial literacy in primary school children. Primary education, 2012, no. 4, pp. 8–12. (In Russ.).

Перевозникова Н.А. Формирование у младших школьников предпосылок к финансовой грамотности // Начальное образование. 2022. № 4. С.51–52. Perevoznikova N.A. Formation of prerequisites for financial literacy in primary school children. Primary education, 2022, no. 4, pp. 51–52. (In Russ.).

Громова Л.А. Финансовая грамотность: педагогические риски // Начальная школа. 2019. № 5. С. 40–43. Gromova L.A. Financial literacy: pedagogical risks. Elementary School, 2019, no. 5, pp. 40–43. (In Russ.).

Креславская Т.А. Развитие креативности у младших школьников // Начальная школа. 2020. № 3. С. 13–18. Kreslavskaia T.A. The development of creativity in younger students. Elementary School, 2020, no. 3, pp.1–18. (In Russ.).

Загрузки

Опубликован

08-08-2024

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Как цитировать

Формирование функциональной грамотности в начальной школе: теоретические и практические аспекты. (2024). Социальная компетентность, 8(4), 6-25. https://doi.org/10.24866/2658-5855/2023-4/6-25

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)