Student's reflective portfolio as a tool for implementing productive education
DOI:
https://doi.org/10.24866/2658-5855/2024-3/30-45Keywords:
reflexion, productive education, productive learning, reflexive portfolio, educational product, educational achievementsAbstract
The study is aimed at studying the possibilities of using a student's reflective portfolio for a qualitative assessment of his/her educational achievements. The research method in this article is the analysis of existing interpretations of the concept of "productive education", the structure of the electronic portfolio, the main component of which is the content of reflection of the educational and academic results of a student becoming a teacher. It is shown how, in the course of collective design, teachers and students of the School of Pedagogy of the Far Eastern Federal University make adjustments to the logic of student self-presentation in the electronic educational environment of the university based on reflection. The theoretical provisions for strengthening the practical focus of training at the university in the context of a reflective attitude of students to their education are revealed, the methods of recording which help to reflect the reflexive nature of the portfolio. The authors of the article provide a rationale for the fact that the transformation of a traditional portfolio into a reflective one using digital tools will allow for a more successful implementation of the idea of productive education in the system of pedagogical education.
Downloads
References
Умнов В.С. Формирование педагогической рефлексии у студентов педвуза методами продуктивного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2003. 23 с.
Бояринцева Е., Титова И., Харевский А. Учебное рефлексивное портфолио // Высшее образование в России. 2008. № 4. С. 170–171. EDN: JJPBDR
Ваганова О.И., Хижная А.В., Костылева Е.А., Костылев Д.С. Портфолио как инструмент оценки достижений студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-4. С. 815–817. EDN: VSDHWD
Пруель Н.А. Образование как общественное благо: Воспроизводство, распределение и потребление: дис. ... д-ра соц. наук. Санкт-Петербург, 2002. 296 с.
Курбанов А.Р. Образование как благо: современные контексты понимания // Человек. 2021. T. 32, № 2. C. 65–75. DOI: https://doi.org/10.31857/S023620070014861-4
Демин А.С., Демина С.А. Образование как общественное благо в эпоху высоких технологий: миф или реальность? // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество: материалы XIX Национальной научной конференции с международным участием «Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения», Москва, 18–19 декабря 2019 г. Вып. 3. Ч. 1. Москва, 2020. С. 616–621.
Яновская Н.Б. Концепция продуктивного обучения как основа развития личности посредством создания рефлексивно направленной образовательной среды // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 3. С. 147–150. EDN: RZLWSB
Хуторской А.В. Принцип человекосообразности и его воплощение в целеполагании ученика // Вестник Института образования человека. 2011. № 2. С. 9. EDN: UHGYOX
Бар Р.Б., Таг Дж. От обучения к учению – новая парадигма высшего образования // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению: сборник рефератов статей по дидактике высшей школы. Минск: Пропилеи, 2001. С. 13–39. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/48389
Рубцова А.В. Продуктивный подход в иноязычном образовании: аксиологические аспекты: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2012. 53 с.
Щедровицкий Г.П. Философия, наука, методология. Москва, 1997. 656 с.
Меженин Я.Э., Воронина С.А., Алексеева В.В. Высшее образование: к проблеме продуктивного осмысления мотивирующих факторов // Учёные записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства при Президенте Российской Федерации. 2023. № 1(22). С. 69–71. EDN: LEPASQ
Шестакова Д.В. Портфолио как средство формирования конкурентоспособности будущего специалиста в вузе: дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2012. 112 с.
Антонова Д.А., Оспенникова Е.В. Методологические основы продуктивного обучения // Педагогическое образование в России. 2020. № 6. С. 163–173. DOI: https://doi.org/10.26170/po20-06-19
Бернадинер М.И., Заславская О.Ю. Электронное портфолио как средство оценки достижений студентов педагогических вузов // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2023. № 1(63). С. 58–67. DOI: https://doi.org/10.25688/2072-9014.2023.63.1.05
Елизарова Е.Ю. Формирование и оценка общепрофессиональных компетенций будущих педагогов в вузе на основе междисциплинарного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2023. 24 с.
Игонина Е.В. Портфолио в системе средств оценивания учебно-профессиональных достижений студентов профессионально-педагогических специальностей: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2013. 183 с.
Смолянинова О.Г., Безызвестных Е.А. Е-портфолио в оценивании образовательных результатов и образовании в течение всей жизни // ИКТ в образовании в течение всей жизни: материалы 1-й международной конференции, Красноярск, 16–18 сентября. Красноярск: СФУ, 2014. С. 9–20.
Мацкевич В., Барковский П. Университет: Дискуссия об основаниях / под ред. Т. Водолажской. Минск: И.П. Логвинов, 2011. С. 125.
Downloads
Published
Issue
Section
License
Copyright (c) 2025 Тамара Ивановна Боровкова, Сергей Юрьевич Карпенко, Марина Евгеньевна Кошелева

This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.