Феномен опыта поликультурного взаимодействия в педагогической науке

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.24866/2658-5855/2025-2/12-24

Ключевые слова:

поликультурное образование, опыт поликультурного взаимодействия, поликультурный опыт, личностный опыт

Аннотация

Поликультурное образование в настоящее время является одной из актуальных концепций, разрабатываемых в мировой педагогике. Её востребованность обусловлена интенсивными миграционными процессами, происходящими в разных странах; процессами глобализации, взаимопроникновения различных культур друг в друга посредством их носителей; многонациональным, поликультурным составом населения многих современных государств. При всей противоречивости этих процессов и их последствий можно с уверенностью говорить, что уменьшить их негативные аспекты и усилить позитивные способно поликультурное образование. Оно учит взаимодействию представителей разных культур и их взаимопониманию. Тема поликультурного образования исследуется как в отечественной, так и в зарубежной педагогике. При сходстве ряда позиций обращает на себя внимание разная трактовка целей поликультурного образования. Так, в качестве цели в иноязычных источниках называется приобретение учащимися опыта поликультурного взаимодействия, в то время как в отечественной педагогике целью определяется формирование поликультурной компетентности. В данной статье наше внимание сосредоточено на феномене опыта поликультурного взаимодействия, так как именно в процессе освоения этого опыта формируется названная компетентность.

Цель данного исследования: выявление основных характеристик опыта поликультурного взаимодействия как педагогического феномена.

Задачи исследования: определить структурные компоненты феномена опыта, необходимые для понимания механизма его формирования и оценки его динамики; дать определение понятию «опыт поликультурного взаимодействия»; разработать модель формирования опыта поликультурного взаимодействия.

Методами исследования являются анализ лингвистической, философской, психологической и педагогической литературы, абстрагирование, индукция, моделирование.

Результатом исследования стала конкретизация определения опыта поликультурного взаимодействия. Под ним мы понимаем результат включения субъекта в активную целенаправленно организованную деятельность, в которой происходит его взаимодействие с элементами и/или носителями иной культуры, познание её особенностей, эмоциональное переживание познаваемой культуры и процесса взаимодействия с ней. Приобретаемый таким образом опыт может быть как внешним по отношению к субъекту, так и внутренним. Внешний опыт определяется как факты участия в поликультурном взаимодействии; внутренний (личностный) опыт – как личностное достояние, формируется на основе интериоризации внешнего опыта. Полученные результаты отражены в модели формирования опыта поликультурного взаимодействия.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Александр Александрович Пискун, Дальневосточный федеральный университет

    магистрант, ассистент Департамента образовательных технологий в русской и зарубежной филологии Школы педагогики

  • Наталья Борисовна Москвина, Дальневосточный федеральный университет

    доктор педагогических наук, доцент, профессор Департамента социально-гуманитарного образования и образовательной политики Школы педагогики

Библиографические ссылки

1. Опарина Е.О. Контакты языков и культур: исторический опыт и современность // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6: Языкознание. 2019. № 3. С. 65–70. EDN: YIKAGC

2. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание как ответ на этнокультурное многообразие // Диалог культур и партнёрство цивилизаций: VIII Международные Лихачёвские научные чтения, Санкт-Петербург, 22–23 мая 2008 года. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2008. С. 77–78.

3. Сергеева Н.Н., Таюрская С.Н. Краткий экскурс в становление доктрины поликультурализма и инновационного поликультурного подхода в образовании // Педагогическое образование в России. 2021. № 5. С. 90–96. DOI: https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_05_10

4. Maddux W., Lu J., Affinito S., Galinsky A. Multicultural experiences: a systematic review and new theoretical framework // The Academy of Management Annals. 2021. Vol. 15, № 2. P. 345–376. DOI: https://doi.org/10.5465/annals.2019.0138

5. Affinito S., Antoine G., Gray K., Maddux W. Negative multicultural experiences can increase intergroup bias // Journal of Experimental Social Psychology. 2023. Vol. 109. Art. 104498. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jesp.2023.104498

6. Никонова Н.П. Формирование поликультурной компетентности будущих специалистов // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8, № 3(28). С. 109–112. DOI: https://doi.org/10.26140/bgz3-2019-0803-0027

7. Maizatul H., Wan J., Wan M., Asmah I., Modd K. Relationship between multicultural experiences and multicultural counseling competencies among Malaysian counselor trainees // International Journal of Advanced and Applied Sciences. 2023. № 10(10). P. 189–199.

8. Гармаза И.В. Поликультурная образовательная среда колледжа как фактор обогащения духовного опыта обучающихся: автореф. дис. … кан. пед. наук: 13.00.01 / Оренбург. гос. пед. ун-т. Оренбург, 2016. 24 с.

9. Ильинская И.П., Кашкаров С.П. Региональный опыт взаимодействия семьи и школы в эстетическом и поликультурном воспитании младших школьников // Профессионально-педагогическая культура: стратегия развития воспитания: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 140-летию Белгородского государственного национального исследовательского университета, Белгород, 25–26 февраля 2016 года. Белгород, 2016. С. 144–147. EDN: ZJHXYB

10. Толпарова Э.К. Из опыта подготовки педагогических кадров в области поликультурного образования // Тенденции развития образования: образование в многоконфессиональном и поликультурном обществе: Материалы VII Международной научно-практической конференции, Москва, 19–20 февраля 2010 года / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Москва, 2011. С. 171–176. EDN: YOGWPR

11. Борисенков В.П., Гукаленко О.В. Поликультурное образование – новая педагогическая парадиг-

ма // Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография. Вып. 11. Екатеринбург, 2019. С. 59–74.

12. Салаватова А.М. Организация поликультурного образования в вузе // Вестник Нижневартовского государственного университета. Нижневартовск, 2019. № 4. С. 43–50. DOI: https://doi.org/10.36906/2311-4444/19-4/07

13. Хазова С.А., Хатит Ф.Р. Поликультурная компетентность педагога: монография. Майкоп: ЭлИТ, 2015. 1 CD-R. DOI: https://doi.org/10.18411/2015-11-014

14. Исаев Е.А. Поликультурный подход в иноязычном образовании: вопросы методологии // Вестник Брянского государственного университета. 2016. № 3(29). С. 217–220. EDN: WROQKP

15. Бульцева М.А., Лебедева Н.М. Взаимосвязь опыта межкультурных взаимодействий, аккультурационных ожиданий и креативности у российских студентов // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 14, № 3. С. 51–59. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150306

16. Онлайн-словарь русского языка С.И. Ожегова. URL: https://slovarozhegova.ru/ (дата обращения: 21.10.2024).

17. Толковый онлайн-словарь русского языка Д.Н. Ушакова. URL: https://ushakovdictionary.ru/ (дата обращения: 15.12.2024).

18. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка // Справочно-информационный портал о русском языке «Грамота.ру». URL: https://gramota.ru/biblioteka/slovari/bolshoj-tolkovyj-slovar (дата обращения: 15.12.2024).

19. Соболева М.Е. Проблемы интерпретации понятия опыта у Канта // Трансцендентальный журнал. 2021. Т. 2, № 2. URL: https://transcendental.su/S271326680016981-9-1 (дата обращения: 21.10.2024).

20. Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. Историческое введение / пер. с англ. группой авторов под ред. М. Лебедева, О. Никифорова. Москва: Логос, 2002. 680 с.

21. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Диалектика природы (сборник) // Онлайн-библиотека «MyBook». URL: https://mybook.ru/author/fridrih-engels/anti-dyuring-dialektika-prirody-sbornik/ (дата обращения: 15.12.2024).

22. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. Пер. с англ. Под ред. А.Б. Орлова. 2-е изд. Москва: Смысл, 2019. 527 с.

23. Христофоров С.В. Дефиниция опыта в педагогике: сущностные характеристики // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2006. Т. 7, № 17. С. 46–54.

24. Кравцов В.И., Григорьева О.Н. Социальный опыт личности как философско-педагогический феномен // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 5(154). С. 57–61.

25. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Центр ИЭТ, 2013. 268 с.

26. Дёмкина Е.В. Феномен «опыта» как аспект профессионального воспитания будущих специалистов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. № 3. С. 31–35.

27. Черняева Т.Н. Ресурсы формирования социального и личностного опыта учащихся в учреждениях дополнительного образования // Образование в современном мире: сборник научных статей / под ред. Ю.Г. Голуба. Вып. 18. Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 2023. С. 170–177.

28. Vieira F. Pedagogy of experience in teacher education for learner and teacher autonomy // Issues in Teachers Professional Development. 2020. Vol. 22(1). P. 143–158.

29. Дьюи Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека / пер. с англ., послесл. и примеч. Л.Е. Пав-ловой. Москва: Республика, 2003. 494 с.

30. Qian L., Chaofan L., Shiyang G., Qiwei Zh. The effect of multicultural experiences on the capabilities and development of leaders // Advances in Psychological Science. 2022. Vol. 30, № 9. P. 1922–1943. DOI: https://doi.org/10.3724/SP.J.1042.2022.01922

31. Leung A., Chui C. Multicultural experience, idea receptiveness, and creativity // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2010. № 41(5–6). P. 723–741.

Загрузки

Опубликован

25-06-2025

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Как цитировать

Феномен опыта поликультурного взаимодействия в педагогической науке. (2025). Социальная компетентность, 10(2), 12-24. https://doi.org/10.24866/2658-5855/2025-2/12-24