Опыт визуализации абстрактного знания в процессе преподавания философии
DOI:
https://doi.org/10.24866/2658-5855/2023-3/5-13Ключевые слова:
преподавание философии в высшей школе, методика преподавания философии, трансцендентальность философии, синтез философии, культурологии и логики, визуализация философского текста, логические и математические приемы построения текстаАннотация
Статья посвящена описанию опыта применения информационных технологий в процессе преподавания гуманитарного знания. Философия в связи с высоким уровнем абстрактности категориального аппарата является наиболее сложной для усвоения дисциплиной. При передаче предельно абстрактных категорий требуется углубленное, построенное на критическом анализе осмысление философской проблематики. Процесс изучения философии приводит к поиску новых методик. Одной из таких продуктивных методик является визуализация философского текста. Визуализация помогает установить сущностные характеристики философских понятий и не только обнаружить между ними тесную диалектическую связь, но и выстроить отношения между различными дисциплинами, изучаемыми в вузе, такими как философия, культурология, математика, логика, информатика. Мотивация студентов нефилософских направлений на творческий процесс создания визуальных образов способствует более глубокому изучению философских текстов.
Библиографические ссылки
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2011. 223 с. Zair-Bek S.I., Mushtavinskaya I.V. Тhe Development of Critical Thinking in the Lesson: a Manual for Teachers of General Education. Moscow, Prosveshhenie Publ., 2011. 223 p. (In Russ.).
Климова Т. В. Оценка педагогических условий формирования критического мышления студента (на примере естественнонаучных специальностей ОГУ) // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 1(137). С. 4–9. EDN: OYDFRL Klimova T.V. Evaluation of Teaching Conditions of Critical Thinking of Students (on the Example of Natural Specialties OSU). Vestnik of the Orenburg State University, 2012, no. 1(137), pp. 4–9. (In Russ.).
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. Санкт-Петербург: Альянс «Дельта», 2003. 284 с. Zagashev I.O., Zair-Bek S.I. Critical Thinking: Technology Development. Saint Petersburg, Alliance “Delta” Publ., 2003. 384 p. (In Russ.).
Лукина И.Н. Технология развития критического мышления как средство реализации профессиональной компетентности // Философия образования. 2012. № 4(43). С. 29–34. EDN: PCMORT Lukina I.N. The Technology of the Critical Thinking Development as a Means of the Professional Competence Realization. Philosophy of Education, 2012, no. 4(43), pp. 29–34. (In Russ.).
Ольховая Т.А., Елисеев В.Н. Критическое мышление как основа развития информационно-познавательной самостоятельности студентов // Высшее образование сегодня. 2013. № 9. С. 46–51. EDN: RIUANB Olkhovaya T.A., Yeliseyev V.N. Critical Thinking as the Basis for the Development of Students' Informational and Cognitive Independence. Vyssheye obrazovaniye segodnya, 2013, no. 9, pp. 46–51. (In Russ.).
Сапух Т.В. Формирование опыта интерактивного взамодействия на основе технологии развития критического мышления // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2013. Спецвыпуск. С. 116–120. Sapukh T.V. Formation of Interaction Experience Based on Critical Thinking Developing Technology. Intelligence. Innovation. Investments, 2014, Special Issue, pp. 116–120. (In Russ.).
Преснякова Т.Н. Проблема реализации межпредметных связей в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в вузе // Литература и культура Дальнего Востока и Восточного зарубежья: проблемы межкультурной коммуникации: Материалы участников V Всероссийской научно–практической конференции с международным участием. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2015. С. 62–67. Presnyakova T.N. The problem of the Implementation of Intersubject Communications in the Process of Teaching Humanities at a University. Literature and Culture of the Far East and Eastern Countries: Problems of Intercultural Communication: Proc. of V All-Russ. Sci. Conf. Vladivostok, Far Eastern Federal University Publ., 2015, pp. 62–67. (In Russ.).
Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. Москва: Просвещение, 1968. 332 с. Anan'ev B.G., Dvoryashina M.D., Kudryavtseva N.A. Individual Human Development and Constancy of Perception. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1968. 332 p. (In Russ.).
Зинченко В.П. Образ и деятельность. Москва: Институт практической психологии, 1997. 608 с. Zinchenko V.P. Image and Activity. Moscow, Institute of Practical Psychology Publ., 1997. 608 p. (In Russ.).
Пивоваров Д.В. Основные категории онтологии. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. ун-та, 2003. 268 с. Pivovarov D.V. Main Categories of Ontology. Ekaterinburg, Publishing House of the Ural State University, 2003. 268 p. (In Russ.).
Попова Т.И., Колесова Д.В. Визуализация информации как тенденция развития современного текста // Медиалингвистика. 2015. № 4(10). С. 83–94. EDN: VCFQBT Popova T.I., Kolesova D.V. Visualization of Information as the Modern Text Development Trend. Media Linguistics, 2015, no. 4(10), pp. 83–94. (In Russ.).
Ладенко И.С. Интеллект и логика. Красноярск: Изд-во Красноярск. ун-та, 1985. 144 с. Ladenko I.S. Intelligence and Logic. Krasnoyarsk, Krasnoyarsk University Publishing House, 1985. 144 p. (In Russ.).
Каган М.С. Философия культуры. Санкт-Петербург: Петрополис, 1996. 416 с. Kagan M.S. Philosophy of Culture. Saint Petersburg, Petropolis Publ., 1996. 416 p. (In Russ.).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Татьяна Николаевна Преснякова, Ирина Анатольевна Непочатых
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.