Онлайн-отзывы и поведение потребителей: социологический анализ
DOI:
https://doi.org/10.24866/2658-5855/2023-3/14-21Ключевые слова:
поведение потребителей, онлайн-отзывы, интернет-сервисАннотация
В статье на основе эмпирического исследования показывается влияние отзывов потребителей различных товаров и услуг на их поведение. При этом раскрывается, что «Авито» является главной площадкой для продвижения услуг исполнителями. Наиболее эффективная стратегия продвижения, как показало исследование, заключается в совмещении указанного интернет‑сервиса и социальных сетей. Удалось установить, что имеются многие преимущества «Авито» в сравнении с другими площадками, которые состоят в известности, надежности, многочисленности лояльной аудитории, а также в существенном разнообразии выдвигаемых категорий товаров и услуг. Кроме этого, выявлена и высокая адаптивность данной интернет-площадки для исполнителей услуг. Исследование показало также, что среди недостатков преобладало мнение о медленности и инертности площадки при внедрении нововведений, частых технических неполадках и обновлениях, которые осуществлялись без предупреждения пользователей. Вызывали озабоченность случаи высокой и недобросовестной конкуренции в некоторых нишах, а также случаи мошенничества. Проведенное исследование позволило сформулировать некоторые рекомендации, направленные на улучшение не только деятельности интернет‑сервиса «Авито», но и в целом электронной торговли с помощью современных цифровых площадок за которыми, как видится авторам, большое будущее.
Библиографические ссылки
Turban E., Whiteside R., King D., Outland J. Introduction to Electronic Commerce and Social Commerce. 4 th ed. Springer International Publishing AG, 2017.
Prins J., Ribbers P., van Tilborg H., Veth A., van der Wees J. Trust in Electronic Commerce. The Role of Trust from a Legal, an Organisational and a Technical Point of View. Kluwer Law International, 2002.
Лишь 22% опрошенных заказчиков услуг назвали диплом важным показателем профессионализма // ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/14180113 (дата обращения: 09.03.2024). Only 22% of Surveyed Service Customers Named a Diploma as an Important Indicator of Professionalism. TASS Russian News Agency. (In Russ.). URL: https://tass.ru/obschestvo/14180113 (accessed: 09.03.2024).
Количество самозанятых // Платформа поставки данных ФНС России. URL: https://geocheckivpd.nalog.gov.ru/self-employment (дата обращения: 03.04.2024). Number of Self-Employed. Data Supply Platform of the Federal Taxation Service of Russia. (In Russ.). URL: https://geochecki-vpd.nalog.gov.ru/self-employment (accessed: 03.04.2024).
Ритцер Д. Макдональдизация общества 5. Москва: Праксис, 2011. 590 с. Ritzer G. McDonaldization of Society 5. Moscow, Praksis Publ., 2011. 590 p. (In Russ.).
Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры. Москва: Республика: Культурная революция, 2006. 268 с. Baudrillard J. The Consumer Society: Myths and Structures. Moscow, Respublika Publ., Kulturnaya revolyuciya Publ., 2006. 268 p. (In Russ.).
Бурдье П. Различение: социальная критика суждения // Экономическая социология. 2005. Т. 6, № 3. С. 25–48. EDN: OYOBXD Bourdieu P. Dinstinction: A Social Critique of the Judgement of Taste. Journal of Economic Sociology, 2005, vol 6, no. 3, pp. 25–48. (In Russ.).
Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. 2005. № 1(249). С. 5–18. Radaev V.V. Sociology of Consumption: Basic Approaches. Sotsiologicheskie Issledovaniya, 2005, no. 1(249), pp. 5–18. (In Russ.).
Mo Z., Li Y., Fan P. Effect of online reviews on consumer purchase behavior. Journal of Service Science and Management, 2015, vol. 8, no. 3, pp. 419–424. http://dx.doi.org/10.4236/jssm.2015.83043
Li X., Ma B., Chu H. The impact of online reviews on product returns. Asia Pacific Journal of Marketing and Logistics, 2021, vol. 33, no. 8, pp. 1814–1828. https://doi.org/10.1108/APJML-02-2020-0074
Wang Q., Zhang W., Li J., Mai F., Ma Zh. Effect of Online Review Sentiment on Product Sales: the Moderating Role of Review Credibility Perception. Computers in Human Behavior, 2022, vol. 133, art. 107272. https://doi.org/10.1016/j.chb.2022.107272
Шиловский С.В. Мотивы написания отзывов на странице розничной сети в социальных сетях (на примере Facebook ) // Практический маркетинг. 2020. № 3(277). С. 15–19. https://doi.org/10.24411/2071- 3762-2020-10014 Shilovskiy S.V. Consumers’ Motives to Write Reviews on Facebook Brand Pages (Retail Sector Analysis). Practical Marketing, 2020, no. 3(277), pp. 15–19. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/2071-3762-2020- 10014
Черникова Е.В. Отзывы как инструмент формирования имиджа // Стратегические коммуникации в современном мире: сборник материалов по результатам научно-практических конференций. Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2018. С. 330–333. EDN: XWKUPZ Chernikova E.V. Reviews as a Tool for Image Formation. Strategic Communications in the Modern World: Proc. of Conf. Saratov, Saratov Chernyshevsky State University, 2018. P. 330–333. (In Russ.).
Пугачева Е.И. Отзывы потребителей как инструмент репутационного менеджмента // Вестник современных исследований. 2018. № 6.3(21). С. 329–333. EDN: XURNQL Pugacheva E.I. Consumer Reviews as a Tool for Reputation Management. Vestnik Sovremennyx Issledovanij, 2018, no. 6.3(21), pp. 329–333. (In Russ.).
Мотовилова Д.А. Отзывы и рекомендации потребителей как факторы электронной коммерции: проблемы правового регулирования // E-commerce и взаимосвязанные области (правовое регулирование): сборник статей. Вып. 15. Москва: Статут, 2019. С. 83–103. Motovilova D.A. Reviews and Recommendations of Consumers as Factors of E-commerce: Problems of Legal Regulation. E-commerce and Interconnected Areas (Legal Regulation): Collection of Articles. Iss. 15. Moscow, Statut Publ., 2019. P. 83–103. (In Russ.).
Шматов В.С. Обеспечение подлинности, анонимности, целостности и доступности в системе отзывов на товары и услуги // Прикладная математика и информатика: современные исследования в области естественных и технических наук: материалы VI Международной научно-практической конференции (школы-семинара) молодых ученых, Тольятти, 23–25 апреля 2020 г. Тольятти: ТГУ, 2020. С. 123–127. EDN: VABKEW Shmatov V.S. Ensuring Authenticity, Anonymity, Integrity and Accessibility in the System of Reviews for Goods and Services. Applied Mathematics and Computer Science: Modern Research in the Field of Natural and Technical Sciences: Proc. of the VI Int. Sci. Conf., Tolyatti, April 23–25, 2020. Togliatti, Togliatti State University, 2020. P. 123–127. (In Russ.).
Попова К.Ю. Аспектно-ориентированный анализ тональности отзывов о продукте для последующей кластеризации пользователей // Знания – Онтологии – Теории (ЗОНТ-2019): материалы VII Международной конференции, Новосибирск, 07–11 октября 2019 г. Новосибирск: Институт математики им. С.Л. Соболева СО РАН, 2019. С. 433. Popova K.Yu. Aspect-oriented Sentiment Analysis of Product Reviews for Subsequent User Clustering. Knowledge – Ontologies – Theories (ZONT-2019): Proc. of the VII Int. Conf., Novosibirsk, October 07–11, 2019. Novosibirsk, Sobolev Institute of Mathematics, 2019. P. 433. (In Russ.).
Грибанова Е.Б., Саулин В.В. Модель оценки удовлетворенности потребителей на основе онлайнотзывов с помощью метода главных компонент // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2021. Т. 9, № 2(33). С. 6–7. https://doi.org/10.26102/2310-6018/2021.33.2.010 Gribanova E.B., Saulin V.V. Customer Satisfaction Assessment Model Based on Online Reviews Using Principal Component Analysis. Modeling, Optimization and Information Technology, 2021, vol. 9, no. 2(33), pp. 6–7. https://doi.org/10.26102/2310-6018/2021.33.2.010
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Даниил Юрьевич Кочергин, Владимир Вениаминович Кривошеев
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.