Восприятие студентами регионального вуза уровня своих цифровых навыков и компетенций
DOI:
https://doi.org/10.24866/2658-5855/2024-1/20-33Ключевые слова:
цифровые навыки, цифровая грамотность, цифровые компетенции, цифровая компетентность, цифровизацияАннотация
Цифровая трансформация оказывает влияние как на профессиональную сферу деятельности, так и на сферу образования, где возникает необходимость не только внедрения новых образовательных технологий, но и пересмотра существующих. Цифровые навыки и компетенции становятся значимыми требованиями при трудоустройстве, а своевременность их освоения напрямую пересекается с образовательными процессами в высшей школе. Данное исследование ставит целью изучить восприятие студентами регионального вуза уровня своих цифровых навыков и компетенций, а также проанализировать, чего на сегодняшний день не хватает студентам для соответствия образовательного процесса цифровой повестке. По результатам онлайн-опроса составлен список рекомендаций и замечаний, которые могут быть использованы для практических улучшений образовательной среды.
Библиографические ссылки
Иваненко М.Н. Конкурентоспособность сотрудников в России: Как улучшить цифровую компетенцию сотрудников // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2019. Т. 15, № 3. С. 775–781. https://doi.org/10.25559/SITITO.15.201903.775-781 = Ivanenko M.N. Employees’ Competitiveness in Russia. How to Improve Employees` Digital Competencies. Modern Information Technologies and IT-education, 2019, vol. 15, no. 3, pp. 775–781. (In Russ.). https://doi.org/10.25559/SITITO.15.201903.775-781
Капелюк С.Д., Карелин И.Н. Динамика востребованности цифровых навыков на рынке труда регионов России // π-Economy. 2023. Т. 16, № 1. С. 51–61. https://doi.org/10.18721/JE.16104 = Kapeljuk S.D., Karelin I.N. Dynamics of digital skills demand in labor markets of Russian regions. π-Economy, 2023, vol. 16, no. 1, pp. 51–61. (In Russ.). https://doi.org/10.18721/JE.16104
Башарина О.В., Яковлев Е.В. Формирование основ цифровой безопасности как компонента цифровой компетентности // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. № 2(26). С. 31–36. = Basharina O.V., Jakovlev E.V. Formation of the basis of digital security as a component of digital competence. Innovative development of vocational education, 2020, no. 2(26), pp. 31–36. (In Russ.).
Морозов А.И. Академическая и цифровая компетентность: тенденции, особенности и структурная взаимосвязь // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 1(154). С. 50–54. = Morozov A.I. Academic and digital competencies: tendencies, peculiarities and structural interrelation. Izvestija VGPU, 2021, no. 1(154), pp. 50–54. (In Russ.).
Ельцова О.В., Емельянова М.В. К вопросу о понятии цифровой грамотности // Вестник ЧГПУ
им. И.Я. Яковлева. 2020. № 1(106). С.155–161. https://doi.org/10.37972/chgpu.2020.79.44.020 = El'cova O.V., Emel'janova M.V. On the concept of digital literacy. I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin, 2020, no. 1(106), pp. 155–161. (In Russ.). https://doi.org/10.37972/chgpu.2020.79.44.020
Токтарова В.И., Ребко О.В. Цифровая грамотность: понятие, компоненты и оценка // Вестник Марийского государственного университета. 2021. № 2(42). С. 165–177. https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-2-165-177 = Toktarova V.I., Rebko O.V. Digital literacy: definition, components and assessment. Vestnik of the Mari State University, 2021, no. 2(42), pp. 165–177. (In Russ.). https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-2-165-177
Умарова Н.Р. Формирование цифровой грамотности у студентов // Наука и образование сегодня. 2021. № 4(63). С. 20–21. = Umarova N.R. Formation of digital literacy in students. Science and education today, 2021, nо. 4(63), pp. 20–21. (In Russ.).
Рязанцева М.В. Развитие цифровых компетенций как источник роста производительности труда // Экономика. Налоги. Право. 2019. Т. 12, № 6. С. 77–85. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2019-12-6-77-85 = Ryazanceva M.V. Developing digital competences as a labour productivity growth source. Jekonomika. Nalogi. Pravo, 2019, vol. 12, no. 6, pp. 77–85. (In Russ.). https://doi.org/10.26794/1999-849X-2019-12-6-77-85
Прохорова М.П., Булганина С.В., Бурханов С.В. Изучение цифровых навыков студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3. С. 232–236. = Prohorova M.P., Bulganina S.V., Burhanov S.V. Studying digital skills of students. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija, 2020, no. 66-3, pp. 232–236. (In Russ.).
Никифоров И.И. Формирование информационной компетентности бакалавров-инженеров в процессе решения информационно-технологических задач // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 4(29). С. 149–152. https://doi.org/10.26140/anip-2019-0804-0032 = Nikiforov I.I. Formation of information competence of bachelors engineers in the process of solving information technology problems. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 2019, vol. 8, no. 4(29), pp. 149–152. (In Russ.). https://doi.org/10.26140/anip-2019-0804-0032
Табачук Н.П. Информационная, цифровая и SMART-компетенции личности: трансформация взглядов // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 4(26). С. 133–141. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2019-4-133-141 = Tabachuk N.P. Information, digital and smart-competences of the personality: transformation of views. Pedagogical Review, 2019, no. 4(26), pp. 133–141. (In Russ.). https://doi.org/10.23951/2307-6127-2019-4-133-141
Сорокина Н.И., Степанов Р.И., Попова Э.Ю. Формирование цифровых компетенций у современной молодежи: проблемы, опыт, перспективы // Педагогическое образование в России. 2019. № 6. С. 24–29. https://doi.org/10.26170/po19-06-03 = Sorokina N.I., Stepanov R.I., Popova Je.Ju. Formation of digital competence in modern youth: problems, experience, prospects. Pedagogical education in Russia, 2019, no. 6, pp. 24–29. (In Russ.). https://doi.org/10.26170/po19-06-03
Приходько О.В. Особенности формирования цифровой компетентности студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 1(30). С. 235–238. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0901-0055 = Prihod'ko O.V. Features of formation of digital competence of university students. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 2020, no. 1(30), pp. 235–238. (In Russ.). https://doi.org/10.26140/anip-2020-0901-0055
Щербаков И.Е., Карасева О.В., Горбачева Д.А. Цифровая компетентность магистров в российском и зарубежном образовании // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3(88). С. 216–218. = Shherbakov I.E., Karaseva O.V., Gorbacheva D.A. Scientific conference as a pedagogical technology in the work of student research associations: effects, problems, solutions. Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2021, no. 3(88), pp. 216–218. (In Russ.).
Фортунатов А.Н., Воскресенская Н.Г. Цифровые компетенции и технологии новой искренности в эпоху Web 4.0 // Вестник Российского университета дружбы народов. 2021. Т. 26, № 2. С. 276–285. https://doi.org/10.22363/2312-9220-2021-26-2-276-285 = Fortunatov A.N., Voskresenskaja N.G. Digital Competencies and Technologies of New Sincerity in the Web 4.0 Era. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 2021, vol. 26, no. 2, pp. 276–285. (In Russ.). https://doi.org/10.22363/2312-9220-2021-26-2-276-285
Гладилина И.П., Крылова М.Е. Цифровые компетенции в структуре компетентностного подхода социального и профессионального становления личности // Современное педагогическое образование. 2019. № 11. С. 13–15. = Gladilina I.P., Krylova M.E. Digital competencies in the structure of the competency-based approach of social and professional formation of an individual. Modern Pedagogical Education, 2019, vol. 11, pp. 13–15. (In Russ.).
Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей // Национальный психологический журнал. 2014. № 2(14). C. 25–31. https://doi.org/10.11621/npj.2014.0204 = Soldatova G.U., Rasskazova E.I. Psychological models of digital competence in russian adolescents and parents. National Psychological Journal, 2014, vol. 2(14), pp. 25–31. (In Russ.). https://doi.org/10.11621/npj.2014.0204
Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. Цифровая экономика: 2019: краткий статистический сборник. Москва: НИУ ВШЭ, 2019. 97 с. URL: https://www.hse.ru/data/2018/12/26/1143130930/ice2019kr.pdf (дата обращения: 21.12.2023). = Abdrahmanova G.I., Vishnevskij K.O., Gohberg L.M. et al. Digital Economy: 2019: A Brief Statistical Digest. Moscow, NIU VShJe Publ., 2019. 97 p. URL: https://www.hse.ru/data/2018/12/26/1143130930/ice2019kr.pdf (accessed: 21.12.2023).
Сухомлин В.А., Зубарева Е.В., Якушин А.В. Методологические аспекты концепции цифровых навыков // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2017. Т. 13, № 2. С. 146–152. https://doi.org/10.25559/SITITO.2017.2.253 = Suhomlin V.A., Zubareva E.V., Jakushin A.V. Methodological aspects of the digital skills concept. Modern Information Technologies and IT-education, 2017, vol. 13, no. 2, pp.146–152. (In Russ.). https://doi.org/10.25559/SITITO.2017.2.253
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Мария Олеговна Скивко, Надежда Андреевна Развейкина, Елена Геннадьевна Шиханова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.