Технология создания инфографики как инструмента развития когнитивного компонента готовности педагогов к воспитательной деятельности

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.24866/2658-5855/2024-2/34-44

Ключевые слова:

профессиональное развитие педагога, готовность к воспитательной деятельности, профессиональная концептосфера, когнитивная педагогика, инфографика

Аннотация

В статье представлена технология создания инфографики «Ключевые смыслы воспитательной деятельности» как дидактического инструмента, способствующего развитию когнитивного компонента готовности педагогов к воспитательной деятельности. Данная инфографика является визуальным представлением смыслового содержания теории воспитания в виде «облака слов». Осмысление сущности и структуры феномена «готовность к воспитательной деятельности», а также рассмотрение в качестве одной из причин слабой готовности современных педагогов к ней неосмысленность значения обновленных феноменов воспитания вывело на обращение к когнитивной педагогике. На основе анализа научной литературы и эмпирического опыта установлено, что системой знаний, которая присваивается сознанием на уровне смысловых установок и позволяет целостно организовывать воспитательный процесс, является профессиональная концептосфера. Формирование профессиональной концептосферы происходит с помощью применения инструментов когнитивной педагогики, которые предлагают способы работы с информацией, обеспечивающие генерацию собственной системы знаний. Дидактические возможности рассматриваемой инфографики позволяют демонстрировать слушателям в сжатом виде актуальное содержание теории воспитания, а также организовать работу по осмыслению и систематизации приобретаемых в период обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации теоретических и практических знаний. 

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Яна Алексеевна Баткаева, Дальневосточный федеральный университет

    Старший преподаватель Департамента социально-гуманитарного образования и образовательной политики Школы педагогики

Библиографические ссылки

Борытко Н.М. Гуманитарные принципы профессионального образования педагога-воспитателя в системе непрерывного образования // Известия ВГПУ. 2012. № 11. С. 41–45.

Григорьева А.И. Педагог как профессиональный воспитатель: на пути к новому образованию // Человек и образование. 2014. № 4(41). С. 63–66.

Лизинский В.М., Щербаков А.В., Петрушин В.И., Переславцева Е.В., Виноградова Л.И. Факторы профессионального роста педагога-воспитателя / под ред. В.М. Лизинского. Москва: ИЦ «Педагогический поиск», 2017. 41 с.

Сериков В.В. Педагогическая реальность и педагогическое знание. Опыт методологической рефлексии: монография. Москва: Ред.-изд. дом Российского нового университета, 2018. 291 с.

Бондаревская Е.В. Гуманитарная миссия воспитания в современном мире // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы IХ международной научно-практической конференции: в 2 частях, Москва, 21–22 апреля 2016 года. Москва: РУДН, 2016. С. 26–44.

Колесникова И.А. Смыслы и логика подготовки педагога-воспитателя (отклик на появление профессионального стандарта специалиста в области воспитания) // Непрерывное образование: XXI век. 2017. Вып. 1 (17). С. 1–11.

Селиванова Н.Л., Степанов П.В., Степанова И.В. Теоретические основы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2018. № 49. С. 39–48.

Ткачева А.Н. Готовность современного учителя к воспитательной деятельности и развитие системы подготовки педагогов к организации воспитательного процесса // Социальная педагогика. 2012. № 2. С. 29–39.

Селиванова Н.Л., Воропаев М.В., Алиева Л.В., Беляев Г.Ю., Григорьев Д.В., Григорьева А.И. Методологические последствия парадигмального сдвига в теории воспитания / ред. Н.Л. Селиванова, Е.И. Соколова. Москва, Тверь: ИПФ «Виарт», 2011. 200 с.

Баткаева Я.А. Развитие готовности педагогов к воспитательной деятельности на основе формирования концептосферы: постановка проблемы // Развитие человека в эпоху цифровизации: ценности, смыслы, действия: материалы Международной научно-практической конференции, Казань, 22 сентября 2022 года. Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2022. С. 25–30.

Балтыков А.К., Баткаева Я.А., Бубнова И.С., Виноградов С.Н., Гильманшина С.И., Гильмеева Р.Х. и др. Когнитивная педагогика: практика и опыт реализации: монография / под ред. Е.Ю. Левиной, А.Р. Камалеевой. Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2022. 228 с.

Левина Е.Ю., Мухаметзянова Л.Ю. Введение в проблематику когнитивной педагогики // Потенциал когнитивной педагогики в эпоху цифровизации: сб. науч. трудов / под ред. Е.Ю. Левиной, Л.Ю. Мухаметзяновой. Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2020. С. 4–11.

Залевская А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / под ред. И.А. Стернина. Воронеж: ВГУ, 2001. С. 36–44.

Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сб. науч. трудов / под ред. И.А.Стернина. Воронеж: ВГУ, 2001. С. 75–80.

Суржанская Ю.В. Концепт как философское понятие // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2011. № 2(14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-kak-filosofskoe-ponyatie (дата обращения: 19.08.2023).

Холодная М.А. Психология понятийного мышления: от концептуальных структур к понятийным способностям. Москва: Институт психологии РАН, 2012. 288 с.

Фисенко Т.И. Способы формирования понятийного аппарата школьников в процессе изучения предметных тем / под ред. Л.П. Мошейко. Хабаровск: ХК ИРО, 2011. 60 с.

Гринев-Гриневич С.В. Терминоведение. Москва: Академия, 2008. 304 с.

Кобрин Р.Ю. О принципах терминологической работы при создании тезаурусов для информационно-поисковых систем // Научно-техническая информация. Серия 2. 1969. № 6. С. 1–9.

Степанов П.В. Воспитательная деятельность как система // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1. № 4(52). С. 67–76.

Алиева Л.В., Беляев Г.Ю., Григорьев Д.В., Демакова И.Д. и др. Изменяющаяся теория воспитания: проблемы и перспективы развития: монография / под ред. Н.Л. Селивановой, П.В. Степанова. Москва: ИЦ «Педагогический поиск», 2017. 108 с.

Загрузки

Опубликован

27-01-2025 — Обновлена 27-01-2025

Версии

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Как цитировать

Технология создания инфографики как инструмента развития когнитивного компонента готовности педагогов к воспитательной деятельности. (2025). Социальная компетентность, 9(2), 34-44. https://doi.org/10.24866/2658-5855/2024-2/34-44