Комплексное восстановление связности города путём формирования системы многоуровневых пространств транспортных магистралей

Авторы

  • Ульяна Максимовна Смекалина Дальневосточный федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.24866/2227-6858/2025-2/183-201

Ключевые слова:

каркас города, связность, планировочная структура, многоуровневые пространства, пешеходная доступность, магистрали, городское планирование

Аннотация

Современные города сталкиваются с проблемой разрыва пространственной связности из-за интенсивного развития транспортной инфраструктуры. Широкие магистрали и развязки, улучшая автомобильную доступность, зачастую становятся барьерами для пешеходов, разрушая целостность городских территорий. В данной статье исследуются приёмы восстановления связности через формирование многоуровневых пространств транспортных магистралей (МПТМ) – архитектурно-планировочных решений, разделяющих транспортные и пешеходные потоки по вертикали. На основе анализа практического опыта и теоретических исследований предложены основные приёмы организации МПТМ: объекты с подземным, полуподземным, наземным и надземным транспортным уровнем. Сформулированы основные приёмы восстановления пространственной связности для различных градостроительных условий – от плотной исторической застройки до прибрежных и природных территорий. Эти решения не только восстанавливают пешеходные связи, но и создают новые общественные пространства, повышая качество городской среды.

Новизна исследования заключается в разработке комплексного подхода к восстановлению связности на разных масштабных уровнях (город, район, улица), продемонстрированной для г. Владивостока. В основу концептуального предложения легли успешные практики восстановления пространственной связности Милана и Сиэтла, где примеры МПТМ были органично интегрированы в единую систему пешеходного каркаса города. Полученные результаты формируют методическую основу для преобразования территорий, разделённых транспортными магистралями, и могут быть применены в других городах со схожими градостроительными условиями.

Биография автора

  • Ульяна Максимовна Смекалина, Дальневосточный федеральный университет

    Магистр, ассистент, Департамент архитектуры и дизайна, Политехнический институт

Библиографические ссылки

1. Андреев А.К. Влияние транспортной связности территорий на пространственное развитие города: Выпускная квалификационная работа (ВКР). Москва: НИУ ВШЭ, 2024. 61 с. URL: https://www.hse.ru/ma/urban/students/diplomas/927268806 (дата обращения: 11.05.2025).

2. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. Москва: Стройиздат, 1984. 256 с.

3. Мазаев Г.В. Теоремы свойств пространства и изменчивости компактности в градостроительном проектировании // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2022. Т. 53, № 2. С. 15–21. https://doi.org/10.25628/UNIIP.2022.53.2.003

4. Крашенинников А.В. Макро-пространства городской среды // Architecture and Modern Infor-mation Technologies. 2016. Т. 36, № 3. С. 1–11. URL: https://marhi.ru/AMIT/2016/3kvart16/krasheninnikov/abstract.php (дата обращения: 11.05.2025).

5. Глазычев В.Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды. Москва: Наука, 1984. 178 с.

6. Баевский О.А. Модель эволюции – эволюция модели: координация средств управления пространственным развитием города // Многообразие городских миров: история, теория, практика: Сборник статей Всероссийской научной конференции с международным участием, посвящённой 90-летию со дня рождения профессора Е.Н. Перцика, Москва, Россия, 23–24 марта 2021. Москва: Географический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, 2021. С. 170–182. EDN: WYLPVB.

7. Потапенко А.А. Диспропорции пространственной структуры города как резерв развития каркаса города: территориально-коммуникационная модель и анализ сотовых данных // Урбанистика. 2022. № 4. С. 50–70. DOI: https://doi.org/10.7256/2310-8673.2022.4.37724

8. Hillier B. Space is the machine: a configurational theory of architecture. London: Space Syntax, 2007. 355 p. URL: https://discovery.ucl.ac.uk/id/eprint/3881/1/SITM.pdf (дата обращения: 11.05.2025).

9. Batty M., Milton R. A new framework for very large-scale urban modelling // Urban Studies. 2021. Vol. 58, № 15. Р. 3071–3094. https://doi.org/10.1177/0042098020982252

10. Смекалина У.М., Гаврилов А.Г., Бабенко А.Г. Комплексное освоение пространств транспортных магистралей как средство восстановления городской связности // Новые идеи нового века – 2023: материалы Двадцать третьей Международной научной конференции, Хабаровск, Россия, 14–16 февраля 2023. Хабаровск: Издательство ТОГУ, 2023. Т. 2. С. 216–223. EDN: YERVBP.

11. Houston D., Zuniga M.E. Put a park on it: How freeway caps are reconnecting and greening divided cities // Cities. 2019. Vol. 85. P. 98–109. DOI: https://doi.org//10.1016/j.cities.2018.08.007

12. Bonjukian S. Let’s Bury I-5: An urban design framework for freeway lids in downtown Seattle: диссертация магистра городского планирования. Сиэтл, 2015. 136 p. URL: https://hdl.handle.net/1773/34213 (дата обращения: 11.05.2025).

13. Littke H., Locke R., Haas T. Taking the high line: elevated parks, transforming neighbourhoods, and the ever-changing relationship between the urban and nature // Journal of Urbanism: Interna-tional Research on Placemaking and Urban Sustainability. 2016. Vol. 9, №. 4. P. 353–371. DOI: https://doi.org//10.1080/17549175.2015.1063532

14. Как меняются городские пространства: 7 парков под мостами. Опубл.: 12.07.2018 // 34travel.me URL: https://34travel.me/post/7-parkov-pod-mostami (дата обращения: 03.05.2025).

15. Madrid RIO / Burgos & Garrido + Porras La Casta + Rubio & Álvarez-Sala + West 8. Опубл.: 11.02.2011 // archdaily.com. URL: https://www.archdaily.com/111287/madrid-rio-west-8-and-mrio-arquitectos (дата обращения: 03.05.2025).

16. Olympic Sculpture Park / Weiss Manfredi. Опубл.: 06.01.2011 // archdaily.com. URL: https://www.archdaily.com/101836/olympic-sculpture-park-weissmanfredi (дата обращения: 03.05.2025).

17. Working list of wildlife overpasses worldwide. Опубл.: 04.04.2021 // panethos.wordpress.com. URL: https://panethos.wordpress.com/2021/04/04/working-list-of-wildlife-overpasses-ecoducts-and-grunbrucken/ (дата обращения: 03.05.2025).

18. Green Rays, Milan // landsrl.com. URL: https://www.landsrl.com/en/work/green-rays-raggi-verdi-milano/ (дата обращения: 03.05.2025).

19. Nickels G. Seattle’s open space strategy for the center city: The Blue Ring // CityDesign. 2002. 19 c. URL: https://lidi5.org/wp-content/uploads/2016/06/seattle-blue-ring-plan.pdf (дата обращения: 11.05.2025).

20. Local freeway lid history // lidi5.org. URL: https://lidi5.org/history/ (дата обращения: 03.05.2025).

21. Концептуальный мастер-план Владивостокской агломерации. Опубл.: 19.09.2023 // vlc.ru. URL: https://www.vlc.ru/upload/iblock/626/bho58yemtgl8p1x0497sut3v5q5xjmeb/Master_plan_Vladivostokskaya-aglomeratsiya_VEF_09_2023.pdf (дата обращения: 11.05.2025).

22. Концепция развития Владивостокского городского округа. Опубл.: 01.10.2018 // дом.рф. URL: https://дом.рф/urban/fund/project/509058/ (дата обращения: 11.05.2025).

Загрузки

Опубликован

30.06.2025

Выпуск

Раздел

Творческие концепции архитектурной деятельности

Как цитировать

1.
Комплексное восстановление связности города путём формирования системы многоуровневых пространств транспортных магистралей. Вестник Инженерной школы ДВФУ [Internet]. 2025 Jun. 30 [cited 2025 Jul. 2];2(2(63):183-201. Available from: https://journals.dvfu.ru/vis/article/view/1740