Разработка прототипа пружинного демпфера крутильных колебаний с применением технологии реверс-инжиниринга

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.24866/2227-6858/2024-4/54-63

Ключевые слова:

пружинный демпфер крутильных колебаний, технология реверсивного инжиниринга, 3D-сканирование, программное моделирование, физическая модель демпфера

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы по разработке прототипа пружинного демпфера крутильных колебаний с применением технологии реверс-инжиниринга (обратного проектирования). В качестве объекта исследования был выбран пружинный демпфер с рессорными пластинами австрийской фирмы Geislinger модели D90/37. Данная модель демпферов получила широкое распространение в составе современных судовых дизелей МАК 8М25. Вопрос создания отечественной модели пружинного демпфера обусловлен рядом проблем, в том числе полным прекращением поставок в Россию подобного типа устройств. Пружинные демпферы являются ответственными элементами машинно-движительных комплексов, от эффективности работы которых зависит в том числе безопасность мореплавания судов. На базе ФГБОУ ВО «АГТУ» при помощи 3D-сканера Range Vision Spectrum, одобренного Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, были получены CAT-модели составных элементов пружинного демпфера: промежуточная вставка и бронзовая межпружинная пластина. Принцип работы сканера основан на структурированном подсвете и оптической триангуляции. При помощи данных ручной геометрии реального демпфера, а также использования программного продукта КОМПАС был разработан чертеж общего вида модельного пружинного демпфера крутильных колебаний. Моделирование (физического и с применением современных программных продуктов) пружинных демпферов крутильных колебаний позволит накопить теоретические знания и практический задел, что послужит первой ступенью для укрепления технологического суверенитета России в области их проектирования, изготовления и ремонта. Итогом большой проделанной работы научной школы, занимающейся вопросами динамики машинно-движительного комплекса, под руководством заслуженного работника рыбного хозяйства РФ, д.т.н., профессора Покусаева М.Н. будет являться первый отечественный прототип пружинного демпфера крутильных колебаний.

Биографии авторов

  • Михаил Николаевич Покусаев, Астраханский государственный технический университет

    Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Эксплуатация водного транспорта и промышленного рыболовства»

  • Адель Дамирович Ибадуллаев , Астраханский государственный технический университет

    Ассистент кафедры «Эксплуатация водного транспорта и промышленного рыболовства»

  • Константин Олегович Сибряев, Астраханский государственный технический университет

    Кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Эксплуатация водного транспорта и промышленного рыболовства»

  • Максим Михайлович Горбачев, Астраханский государственный технический университет

    Кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Эксплуатация водного транспорта и промышленного рыболовства»

  • Татьяна Владимировна Хоменко, Астраханский государственный технический университет

    Доктор технических наук; доцент; заведующий кафедрой «Автоматизированные системы обработки информации и управления»

Библиографические ссылки

Sibryaev K.O., Pokusaev M.N., Gorbachev M.M., Ibadullaev A.D. Efficiency of mechanical dampers of torsional vibrations of marine internal combustion engines. Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: Marine engineering and Technology, 2022, no. 1, pp. 35–41. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.24143/2073-1574-2022-1-35-41

Ibadullaev A.D., Kovalev O.P. Spring dampers of torsional vibrations in the composition of modern marine diesel engines: advantages and disadvantages. Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: Marine engineering and Technology, 2023, no. 2, pp. 66–73. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.24143/2073-1574-2023-2-66-73

Russian Maritime Register of Shipping. Appendices to the manual on technical supervision of ships in operation. St. Petersburg, RMRS Publ., 2024, 418 p. (In Russ.).

The Russian Classification Society. Evaluation of the performance of silicone torsional vibration dampers of marine internal combustion engines. Manual R.043-2016. Moscow, RKO Publ., 2016, 66 p. (In Russ.).

Nguyen D.K. Vibration control of the rotating shaft using a passive mass-spring-disk dynamic vibration damper. Archive of mechanical engineering, 2020, vol. 67, no. 3, pp. 279–297. (In Russ.).

Ji J., Kim K., Kim Yu. Improving the design of a viscous-spring damper for controlling torsional vibrations in a propeller shaft system with the problem of engine acceleration. Journal of Marine Science and Technology, 2020, vol. 8, no. 6, p. 428. (In Russ.).

Sezgen H.Ch., Tinkir M. Optimization of the torsional vibration damper of the crankshaft system using a hybrid approach to damping. Engineering Science and Technology, International Journal, 2021, vol. 24, no. 4, pp. 959–973. (In Russ.).

Shen K. et al. Investigation of the mechanical model and torsional stiffness properties of sheet spring torsional vibration dampers for marine diesel engines. Applied Sciences, 2024, vol. 14, no. 3, p. 1304. (In Russ.).

Kushner G.A., Mamontov V.A., Volkov D.A. Modeling of the wear surface of deadwood bearings by optical scanning method. Bulletin of the Admiral S.O. Makarov State University of Marine and River Fleet, 2023, vol. 15, no. 1, pp. 82–92. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.21821/2309-5180-2023-15-1-82-92

Опубликован

29.12.2024

Выпуск

Раздел

Судовые энергетические установки

Как цитировать

1.
Разработка прототипа пружинного демпфера крутильных колебаний с применением технологии реверс-инжиниринга. Вестник Инженерной школы ДВФУ [Internet]. 2024 Dec. 29 [cited 2025 Apr. 27];4(4(61):54-63. Available from: https://journals.dvfu.ru/vis/article/view/1505