Оценка эффективности пассажирского судна с использованием методов имитационного моделирования

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.24866/2227-6858/2024-4/40-53

Ключевые слова:

имитационная модель, морские пассажирские перевозки, проектные характеристики, экономическая эффективность

Аннотация

Предлагаемое исследование направлено на разработку методов совершенствования работы пассажирского флота в современных условиях. В статье представлены алгоритм и блок-схема имитационной модели, предназначенной для численного моделирования основных функциональных процессов, возникающих при осуществлении морских пассажирских перевозок на островные направления г. Владивостока. Приведены результаты моделирования и оценки экономической эффективности работы катамарана «Москва» как при реальном (действующем) годовом распределении пассажиропотока, так и при работе судна по утверждённому расписанию при различной степени загрузки и стоимости билета. В результате исследования установлено, что существующая система морских пассажирских перевозок не является экономически эффективной и требует изменений для приведения в соответствие с современными реалиями.

Биографии авторов

  • Игорь Александрович Новосельцев, Дальневосточный федеральный университет

    Аспирант

  • Максим Владимирович Китаев , Дальневосточный федеральный университет

    Кандидат технических наук, доцент, директор Департамента морской техники и транспорта Политехнического института

Библиографические ссылки

Левкина Е.В., Локша А.В., Гусев Е.Г. Роль морских пассажирских перевозок в транспортной системе Приморского края // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. Т. 10, № 3(36). С. 131–135.

Новосельцев И.А., Китаев М.В. Анализ типов судов и объёмов морских пассажирских перевозок в Приморском крае // Вестник Инженерной школы Дальневосточного федерального университета. 2023. № 2(55). С. 44–53.

Китаев М.В., Новосельцев И.А. Анализ развития морских пассажирских перевозок в Приморском крае // Вестник Инженерной школы Дальневосточного федерального университета. 2023. № 2(57). С. 39–55.

Гайкович А.И. Основы теории проектирования сложных технических систем. СПб.: ТОО – Моринтех, 2001. 432 с.

Краев В.И. Экономические обоснования при проектировании морских судов. Л.: Судостроение, 1981. 280 с.

Купальцева Е.В. Оптимизация элементов и характеристик пассажирских судов для внутригородских и пригородных линий: дис. ... канд. техн. наук. Нижний Новгород, 2018. 138 с.

Новосельцев И.А. Математическая модель проектирования пассажирских катамаранов // Молодёжь и научно-технический прогресс: материалы научно-практической конференции. 2024. С. 589–594.

Аполлинариев В.И. Оптимизация характеристик промыслового судна на базе имитационного моделирования // Судостроение. 1990. № 3. C. 12–14.

Бондаренко А.В., Буй Д.Т. Решение задачи синтеза скоростных автопассажирских катамаранов с использованием метода Монте-Карло // Весник АГТУ. Сер.: Морская техника и технология. 2014. № 1. С. 7–16.

Бутов А.С., Кока Н.Г. Имитационное моделирование работы флота на ЭВМ. М.: Транспорт, 1987. 111 с.

Карпенко А.А. Имитационное моделирование эксплуатации морских транспортных средств с учётом ветро-волнового режима // Морские интеллектуальные технологии. 2021. Т. 1, № 2. С. 191–199. DOI: https://doi.org/10.37220/MIT.2021.52.2.027

Платов А.Ю. Методы оперативного планирования работы речного грузового флота в современных условиях. Н. Новгород: ВГАВТ, 2009. 155 с.

Селиверстов С.А., Селиверстов Я.А. Моделирование транспортных потоков мегаполиса c вводом новых видов водного внутригородского пассажирского транспорта // Вестник государственного университета морского и речного флота имени адм. С.О. Макарова. 2015. № 2(30). С. 69–80.

Шеннон Р. Имитационное моделирование систем – искусство и наука. М.: Мир, 1978. 424 с.

Bellsolà Olba X., Daamen W., Vellinga T., Hoogendoorn S.P. State-of-the-art of port simulation models for risk and capacity assessment based on the vessel navigational behaviour through the nautical infrastructure // Journal of Traffic and Transportation Engineering. Vol. 5, № 5. P. 335–347. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jtte.2018.03.003

Bellsolà Olba X. et al. Network capacity estimation of vessel traffic: an approach for port planning // Journal of Waterway Port Coastal and Ocean Engineering. 2017. № 143. Art. 04017019. DOI: https://doi.org/10.1061/(ASCE)WW.1943-5460.0000400

Sandvik E., Gutsch M., Asbjørnslett B.E. A simulation-based ship design methodology for evaluating susceptibility to weather-induced delays during marine operations // Ship Technology Research. 2018. Vol. 65, № 3. P. 137–152. DOI: https://doi.org/10.1080/09377255.2018.1473236

Постоянное расписание движения транспорта г. Владивостока // Владивосток. Официальный сайт администрации. URL: https://www.vlc.ru/documents/nap-heads-and-administration-of-Vladivostok/58593/ (дата обращения 15.07.2024).

Armstrong N.A., Schmieman A. On the added resistance of catamarans in waves // International Conference on Fast Sea Transportation FAST’2005. St. Petersburg, 2005. Р. 1–8.

Molland A.F. et al. Ship resistance and propulsion: practical estimation of ship propulsive power. Cambridge University Press. 2017. 569 p.

Антоненко С.В., Китаев М.В. Методика формализации экспериментальных ветроволновых данных для моделей оптимизации проектирования судов с учётом случайных факторов // Морские интеллектуальные технологии. 2011. № 1S. C. 34–40.

Справочные данные по режиму ветра и волнения Японского и Карского морей // Российский морской регистр судоходства. СПб., 2009. 356 с.

Бусленко Д.Н. Маневрирование и управление судном. Ростов-на-Дону: Морской колледж имени Г. Седова, 2003. 124 с.

Портовые сборы и тарифы г. Владивостока // Официальный сайт Росморпорта. URL: https://www.rosmorport.ru/filials/vlf_portcharges/ (дата обращения: 10.07.2024).

Загрузки

Опубликован

29.12.2024

Выпуск

Раздел

Проектирование и конструкция судов

Как цитировать

1.
Оценка эффективности пассажирского судна с использованием методов имитационного моделирования. Вестник Инженерной школы ДВФУ [Internet]. 2024 Dec. 29 [cited 2025 Apr. 27];4(4(61):40-53. Available from: https://journals.dvfu.ru/vis/article/view/1503