Влияние горизонтальных и вертикальных рулей на характер движения погруженного тела в приповерхностной водной среде

Авторы

  • Виталий Леонидович Земляк Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема (Биробиджан, Россия) https://orcid.org/0000-0002-3218-5738
  • Алексей Сергеевич Васильев Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема (Биробиджан, Россия) https://orcid.org/0000-0001-7783-0000
  • Виктор Михайлович Козин Институт машиноведения и металлургии ДВО РАН (Комсомольск-на-Амуре, Россия)
  • Елена Григорьевна Бабичева Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет (Комсомольск-на-Амуре, Россия)

DOI:

https://doi.org/10.24866/2227-6858/2023-3/3-14

Ключевые слова:

погруженное тело, вертикальное перемещение, подъемная сила, гидродинамический момент, свободная поверхность

Аннотация

В работе выполнен экспериментально-теоретический анализ влияния выступающих частей в виде расположенного в горизонтальной и вертикальной плоскости кормового оперения на характер движения погруженного тела в приповерхностной водной среде и его гидродинамические характеристики. Впервые экспериментально на базе опытового бассейна получены зависимости вертикального перемещения тела, возникающего под воздействием подъемной силы, и определены углы дифферента модели при ее движении с различной скоростью. Предложен численный метод расчета, разработанный на базе программного комплекса (ПК) ANSYS 19 R2 Academic Research, позволяющий определять характер волнообразования на поверхности воды, силы и гидродинамический момент, действующие на тело с установленными в кормовой оконечности рулями со стороны жидкости при его движении в приповерхностной водной среде с различной скоростью. Выполнено сопоставление полученных результатов с данными для аналогичной модели тела, без оперения. Установлено существенное влияние на зависимости исследуемых параметров выступающих частей. Наличие рулей приводило к росту сопротивления трения и полного сопротивления. Также наблюдался рост подъемной силы действующей на тело  в результате чего модель сильнее притягивалась к поверхности воды при , а при больших относительных скоростях движения сильнее отталкивалась от поверхности, чем модель без оперения. Существенное влияние наличие рулей оказывало на угол дифферента модели и на значения гидродинамического момента.

Биографии авторов

  • Виталий Леонидович Земляк, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема (Биробиджан, Россия)

    к.ф.-м.н., доцент, заведующий лабораторией ледотехники.

  • Алексей Сергеевич Васильев, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема (Биробиджан, Россия)

    к.т.н., доцент, заведующий кафедрой технических дисциплин.

  • Виктор Михайлович Козин, Институт машиноведения и металлургии ДВО РАН (Комсомольск-на-Амуре, Россия)

    д.т.н., профессор, главный научный сотрудник лаборатории проблем создания и обработки материалов и изделий.

  • Елена Григорьевна Бабичева, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет (Комсомольск-на-Амуре, Россия)

    к.т.н., доцент, декан факультета информационных технологий, математики и физики.

Загрузки

Опубликован

29.12.2023

Выпуск

Раздел

Теория корабля и строительная механика

Как цитировать

1.
Влияние горизонтальных и вертикальных рулей на характер движения погруженного тела в приповерхностной водной среде. Вестник Инженерной школы ДВФУ [Internet]. 2023 Dec. 29 [cited 2024 Nov. 22];3(3(56):3-14. Available from: https://journals.dvfu.ru/vis/article/view/865