Методология проектирования износостойких органо-неорганических материалов для повышения долговечности трибосопряжения «коленчатый вал – покрытие – вкладыш подшипника» судового среднеоборотного дизеля
DOI:
https://doi.org/10.24866/2227-6858/2025-2/63-74Ключевые слова:
вермикулит, химический состав, модифицирование, сталь, покрытие, механические свойства, скорость изнашивания, коэффициент тренияАннотация
В работе представлены авторские исследования влияния химического состава органо-неорганических материалов, использованных для формирования тонкоплёночных металлокерамических покрытий на стали, и механических характеристик покрытий на эксплуатационные свойства трибосопряжения «коленчатый вал – покрытие – вкладыш подшипника» судового среднеоборотного дизеля. Исследования влияния химического состава на износостойкость стали выполняли в два этапа: при формировании покрытия и в процессе триботехнических испытаний в условиях трения при граничной смазке. Для анализа влияния на эксплуатационные свойства трибосопряжения были взяты коэффициент трения и механические характеристики металлокерамических покрытий: модуль упругости, микротвёрдость и величина упругого восстановления покрытия. При формировании покрытия наибольшее влияние на износ стали оказывают содержание оксида алюминия и углерода, а также коэффициент трения. Установлено, что на долговечность трибоспряжения в условиях трения при граничной смазке наибольшее влияние оказывает модуль упругости металлокерамического покрытия. Определены критериальные значения механических свойств металлокерамического покрытия для обеспечения минимальной величины скорости его изнашивания. Наиболее высокой износостойкостью обладают покрытия и сопряжённые поверхности при использовании триботехнических материалов на основе вермикулита, имеющие минимальную величину модуля упругости и большое значение величины упругого восстановления покрытия.
Библиографические ссылки
1. Леонтьев Л.Б., Леонтьев А.Л., Шапкин Н.П., Макаров В.Н., Молоков К.А., Болотова В.П. Влияние химического состава материала и физико-механических свойств покрытия на износостойкость трибоузла «вал – покрытие – вкладыш подшипника» // Вестник машиностроения. 2023. Т. 102, № 4. С. 326–329. DOI: https://doi.org/10.36652/0042-4633-2023-102-4-326-329
2. Леонтьев Л.Б., Шапкин Н.П., Леонтьев А.Л., Макаров В.Н., Токликишвили А.Г. Трибо-технические наноматериалы и надежность судовых дизелей: монография. Владивосток: ДВФУ, 2020. 277 с.
3. Усачев В.В., Погодаев Л.И., Телух Д.М., Кузьмин В.В. Введение в проблему использования природных слоистых геомодификаторов в трибосопряжениях // Трение и смазка в машинах и механизмах. 2010. № 1. С. 36–42.
4. Дунаев А.В., Ладиков В.В., Пустовой И.Ф., Голубев И.Г. Эффективность применения ми-неральных модификаторов при техническом сервисе в АПК. Москва: Росинформагротех, 2014. 164 с.
5. Колокатов А.М. Ремонтно-восстановительные составы для повышения ресурса машин. М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2016. 215 с.
6. Jaber M., Miehe-Brenble J., Roux M., Dentzer J. and other. A new Al, Mg-organoclay // New J. Chem. 2002. № 26. Р. 1597–1600.
7. Тушинский Л.И., Потеряев Ю.П. Проблемы материаловедения в трибологии. Новосибирск: НЭТИ, 1991. 64 с.
8. Кубич В.И., Ивщенко Л.И. О механических характеристиках приповерхностных слоев эле-ментов трибосопряжения «шейка – покрытие – вкладыш» // Проблемы трибологии. 2011. № 4. С. 97–102.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Вестник Инженерной школы ДВФУ

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.